рефераты по менеджменту

Пионеры менеджмента индустриальной эпохи

Страница
4

Основная черта классической школы менеджмента заключается в том, что существует только один способ достижения эффективности производства, а цель менеджера - обнаружить этот единственно приемлемый метод управления.

Созданием этой школы, в целом, завершился индустриальный этап развития менеджмента.

Подведем основные предварительные итоги для настоящей главы:

- практика промышленного производства XVIII века вступала в противоречие с теориями экономической науки того времени. Это было замечено так называемыми «пионерами» менеджмента индустриальной эпохи и получило развитие в их работах;

- на работы пионеров менеджмента изучаемого периода большое влияние оказали труды английского экономиста Адама Смита. Значение его работ для науки управления заключается в том, что он экономически доказал необходимость разделения труда, а также, положил начало изучению вопросов связанных с экономическим стимулированием работников;

- другой английский ученый Роберт Оуэн, был практикующим управляющим фабрики и ее совладельцем. В начале XIX века им был проведен социально-экономический эксперимент, связанный с реформами производственных отношений. Основой для него стала идея о «патронате», подразумевающая то, что обязанности заботиться о наемных рабочих совпадают с интересами работодателя. Оуэн первый стал задумываться об экономическом положении пролетариата, а его социальные эксперименты, при всей их утопичности, показали всю важность морального и материального стимулирования рабочих, как составляющего элемента менеджмента;

- следующей, значимой личностью, в рамках нашей темы, стал английский математик Чарльз Беббидж, который исследовал экономические принципы производства, предложил руководство по улучшению управленческой практики того времени, исследовал затраты на производство конкретных промышленных процессов. Ряд его идей, связанных с методами наблюдения за производством, а также в подходе к стимулированию работников применяются (с определенными оговорками) и поныне;

- определенное влияние на развитие идей менеджмента в индустриальную эпоху, также, оказали Эндрю Ур, Шарль Дюпин, Дэниел МакКелем, Генри Варнум Пор и Нассау Уильяма Сениор;

- к окончанию индустриальной эпохи, относят появление классической школы менеджмента. Эта школа формировалась как закономерный итог, аккумулируя основных достижений теоретической и практической мысли «пионеров» менеджмента индустриальной эпохи.

В дальнейшем изложении, мы кратко, остановимся на особенностях развития управленческой науки индустриального периода в России.

Глава III.

Особенности развития менеджмента индустриального периода в России

Как уже было отмечено выше, в России становление индустриальной эпохи обычно связывают с реформами С.Ю. Витте и П.А. Столыпина (1891-1913 гг.), толчок которым дала отмена крепостного права в 1861 году.

Однако еще с начала XIX века, к руководству страны приходит постепенно осознание того, что управление старыми методами, в новых экономических условиях если не невозможно, то экономически не выгодно. Основные преобразования той эпохи связаны с периодом правления Александра I. Особую роль в развитии менеджмента в России сыграл М.М. Сперанский (1772 – 1839). Он предложил разделить систему государственной власти на три части: законодательную, судебную и исполнительную. М.М. Сперанского в целом разделял идеи управления, которые высказывал Адам Смит. Он напрямую связывал будущее экономическое развитие России, с развитием коммерции, преобразованием финансовой системы и денежного обращения [7; 67]. В соответствии с этими идеями М.М. Сперанским был подготовлен проект о порядке регулирования государственных финансов, который в целом, дал положительный результат.

В то же время рассматривать М. М. Сперанского как русского «пионера» менеджмента будет не вполне верно. Идеи Сперанского, в основном, касались государственного управления, а не управления конкретным промышленным предприятием. В целом это понятно, особенно сели учесть то, что Росси в начале XIX века, безусловно, представляла из себя аграрное государство. Крупные промышленные производства только появлялись и решающего влияния на экономическую жизнь страны пока не влияли. Однако идеи Сперанского во многом подготовили почву для действий последующих реформаторов – С.Ю. Витте и П.А. Столыпина. Проведя определенную аналогию можно предположить, что идеи Сперанского были для российской управленческой науки, тем же, чем были идеи Адама Смита для английского менеджмента – то есть направляющей для дальнейшего развития.

Перейдем к управленческим преобразованиям в Росси конца XIX века. К этому периоду (в 70-е - 80-е годы XIX века) уже начался промышленный переворот, связанный с использованием в производстве машин. Оные управленческие преобразования осуществлялись в первую очередь под руководством С.Ю. Витте (1849-1915 гг.), который, будучи в 1892 – 1903 гг. министром финансов, а в 1905-1906 гг. председателем правительства России проводил планомерные экономические реформы. С. Ю. Витте изучив теоретические изыскания западных «пионеров» менеджмента много внимания уделял вопросам подготовки управленческих кадров для промышленности, открывал «коммерческие» учебные заведения, привлекал к управленческим должностям лиц с высшим образованием (вне зависимости от их происхождения), поддерживал нарождающуюся буржуазию [7; 87].

Управленческие преобразования продолжил П.А. Столыпин (1862-1911 гг.). Столыпин был губернатором Саратовской губернии (1903-1906 гг.), министром внутренних дел (1906-1911) и одновременно с последним председателем правительства Российской империи. На последних двух должностях Петр Аркадьевич предложил программу реформ, которая затрагивала все области государственного управления и была рассчитана на 20 лет. В первую очередь, эта программа предусматривала децентрализацию управления Россией. Столыпин считал, что самодержавие должно быть заменено ограниченной монархией, опирающейся на сильную исполнительную власть [7; 97].

С этими тремя именами связано становление науки менеджмента в России в индустриальный период. Отметим, что в отличие от европейских стран, где к этому времени уже вполне сформировалась упоминавшаяся «классическая» школа менеджмента, в России какой либо значимой систематизации управленческой науки в рассматриваемом периоде не произошло. М.М. Сперанский, С.Ю. Витте и П.А. Столыпин – три личности, с которыми связывается развитие идей менеджмента в России, рассматривали управление применительно к государству (что в целом понятно, если учитывать те высокие должности, которые они занимали). Отдельные моменты производственного менеджмента были заметны лишь в ряде идей С.Ю. Витте (мы говорим о проектах специализированного образования для управленцев) [7: 112].

Подведем основные итоги настоящей части нашего изложения:

- в России становление индустриальной эпохи, началось позже чем в основных странах Европы. Начала ее обычно связывают с реформами С.Ю. Витте и П.А. Столыпина (1891-1913 гг.), толчок которым дала отмена крепостного права в 1861 году;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту