рефераты по менеджменту

Отечественная школа управления: имена, подходы, актуализация опыта

Страница
2

В конце 80- годов трудовая этика России вновь принципиально изменилась после очередного коренного изменения идеологии и общественного строя. Внесли определенные коррективы и 90-е годы, что нашло свое отражение в многочисленных исследованиях современного российского менеджмента.

Отечественный опыт управления в ХХ веке находился в центре внимания таких исследователей как С.Н. Булгаков, О.С.Виханский, А.И.Наумов, Б.М.Генкин, И.Н. Герчикова, Ф.Б.Михайлов, А.А.Румянцев и др.

Современная система взглядов на управление

Современная система взглядов на управление сформировалась под воздействием объективных изменений в общественном развитии. Главными факторами изменений явились научно-технический прогресс, концентрация научного и производственного потенциала. В условиях России сегодня формируется новая парадигма управления, которая бы наилучшим образом отвечала интересам отечественной микросреды.

Несомненно, на процесс формирования отечественной модели управления огромное влияние оказывает зарубежный опыт. Позитивным в этом смысле является то, что главное внимание все больше обращается на человека или социальный аспект управления: менеджмент направлен на человека, выявление его потенциальных возможностей, на то, чтобы делать людей способными к совместным действиям, делать их усилия более эффективными.

Выработаны в целом основные подходы к управлению, которые ориентированы на достижение наиболее эффективных результатов деятельности путем активизации творческих способностей работников, рациональной организации труда, тщательного изучения рынка и др. В практике российских фирм активно применяются новейшие технологии в области управления.

Универсальная методология управленческого процесса отражает формальную сторону управления как информационного процесса.

Необходимо добавить, что управление в организациях - очень сложное явление, в котором присутствуют три непременных элемента(приложение 1).

Во-первых, объект исследования как некоторая реальность;

Во-вторых, сам исследователь (или наблюдатель) – субъект, осуществляющий исследование;

В-третьих, это проблема, которая представляется как некоторое несоответствие того, что фактически существует, тому, что желает получить исследователь.

Стратегия организации, по существу, является генеральным планом действий, который определяет приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. /11/.

Выделяют два конечных продукта стратегического управления. Один из них – потенциал организации, который обеспечивает достижение целей в будущем. Другой – внутренняя структура и организационные изменения, обеспечивающие чувствительность организации к переменам во внешней среде.

Потенциал организации и стратегические возможности определяются, в конечном итоге, ее архитектоникой и качеством персонала.

Архитектоника состоит из технологий, производственного оборудования, уровня организации производства, структуры управления, организационной культуры и т.д.

Качество персонала определяется: отношением к изменениям, профессиональной квалификацией и мастерством, умением решать проблемы организации, концепцией мотивации, способностью преодолевать сопротивление.

Качество персонала является сегодня важнейшей стратегической задачей российских организаций, испытывающих острый дефицит квалифицированных кадров.

Практика российского менеджмента свидетельствует, что большинство служб управления персоналом имеют низкий организационный статус, являются слабыми в профессиональном отношении. Они не выполняют целый ряд задач по управлению персоналом.

Отметим также, что большинство менеджеров рассматривают себя, в первую очередь, как руководителей, занимающихся административной деятельностью и управлением финансами, забывая о необходимости сбалансированного подхода к техническим и человеческим ресурсам. Данный факт оказывает негативное влияние на формирование благоприятного психологического климата в коллективе. Изменить такое положение должен сам руководитель.

2. АНАЛИЗ ОПЫТА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В МАГАЗИНЕ № 1 “САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ДОМ КНИГИ”

Оценка системы управления персоналом организации

Книжный магазин выбран мною в качестве объекта изучения не случайно. Книжный бизнес является той сферой деятельности, где наилучшим образом отражается социальный портрет общества.

Одним из старейших книжных магазинов в нашей стране и городе Санкт-Петербурге по праву считают “Дом книги”, который открылся 19 декабря 1919 года, как первый книжный магазин в Петрограде после Октябрьской революции.

С 1992 г. магазин работает на принципе полного хозяйственного расчета.

На сегодняшний день “Дом книги” второй по объему реализации книг магазин в России, по количеству проданных экземпляров он входит в пятерку крупнейших книжных магазинов в Европе.

Коллектив работников магазина составляет 307 человек. Соответственно, организационная структура магазина достаточно сложна. Возглавляет предприятие генеральный директор, имеющий трех заместителей: по организации торговли; по капитальному строительству; по административно-хозяйственной работе. Заместитель руководителя по персоналу отсутствует, что уже говорит о недостаточном внимании администрации к кадровой политике.

По возрастному составу коллектив магазина выглядит следующим образом:

-до 25 лет – 15%;

-от 25 до 35 лет – 34%;

-35 – 45 лет – 25%;

-45 – 55 лет – 20%;

-пенсионеры – 6%.

¾ работников имеют высшее и среднее специальное образование, 14 работников учатся в настоящее время в высших учебных заведениях, 8- в средних специальных.

В 1995 году все товароведы магазина закончили высшие бухгалтерские курсы. Курсы повышения квалификации, организованные силами Санкт-Петербургского института Московской академии печати, в конце 90-х годов закончили 40 человек.

Администрация магазина постоянно занимается социальным обеспечением работников. Например, только в 1999 году материальная помощь сотрудникам предприятия составила 304417 руб.

На предприятии действует система премирования “За долголетний и безупречный труд”. Постоянно 2 раза в год ко Дню Победы и снятия блокады Ленинграда оказывается помощь 15 неработающим ветеранам Дома книги.

Источниками поиска персонала на предприятии являются:

-объявления о приеме через средства массовой информации и рекламу предприятия;

-предложения о приеме;

-организации, занимающиеся трудоустройством (биржи, бюро, консультационные центры);

-смежные по профилю предприятия;

-работники предприятия;

-резерв кадров на выдвижение;

-выпускники учебных заведений и центров, прошедших подготовку и переподготовку по направлению предприятия;

-переводимые и перемещаемые работники предприятия;

-внутрифирменное совмещение должностей и др.

После изучения представленных кандидатами анкетных данных и принятия решения о приглашении на собеседование осуществляется непосредственный отбор персонала.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту