рефераты по менеджменту

Особенности принятия управленческих решений

Страница
2

Ø Выбор.

На этапе обдумывания следует проанализировать проблему и собрать необходимую информацию. Некоторые авторы называют это диагностикой проблемы. На этом этапе необходимо четко сформулировать проблему, которую требуется решить, и из множества собранной информации отобрать необходимую – релевантную. На этом этапе требуется определить критерии, которым должны удовлетворять решения.

Рисунок 2 – Процесс принятия решения

На этапе проектирования осуществляется систематический поиск возможных вариантов решения. На этапе выбора выбирается наилучший вариант, отвечающий всем заданным критериям. Более подробно схема принятия рационального решения представлена на рис 2. И хотя эта модель содержит большее число этапов, она полностью соответствует трех этапной модели Саймона.

Для того чтобы процесс решения носил замкнутый характер, необходимо добавить этап контроля за реализации решения и подведение итогов принятия решений.

Рисунок 3 – Модель принятия решения

Согласно модели принятия решения, описанной на рис. 3, существуют две общие причины, побуждающие к принятию решения: появление новых фактов, требующих внимания, или необходимость улучшить или изменить нынешнюю ситуацию на работе. В обоих случаях следует уяснить, каковы требуемые результаты, и приступить к сбору информации, ее анализу и разработке вариантов решений. На выбор вариантов могут влиять и ограничения, такие как политика организации, профессиональные нормы.

Факторы, влияющие на процесс принятия решений

На процесс принятия решений влияет множество внутренних и внешних факторов.

При принятии решений необходимо учитывать эти факторы. Отметим некоторые из них. Личностные оценки руководителя откладывают определенный отпечаток на принятое решение. Это, прежде всего, ценности, верования, нормы, которых придерживается менеджер. Руководитель, для которого главным является увеличение прибыли, скорее вложит средства в технические средства, новые технологии, чем в оборудование комнат отдыха, тренажеров, медицинское оборудование. Руководитель, для которого главным является благополучие его сотрудников, скорее отдаст деньги на финансирование социальных мероприятий, материальное вознаграждение.

Знания и опыт менеджера могут оказать как положительный эффект на принимаемые решения, так и привести к ошибкам, если не учитывать изменения в ситуации. Среда принятия решений, т.е. условия в которых принимаются решения. Эти условия можно разделить на определенность - условия, при котором руководитель в точности знает результат каждого из альтернативных вариантов выбора решения. Решения, принимаемые в условиях полной определенности – это решения, принимаемые в условиях директивной экономики.

Риск. К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие решения, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого результата известна и определяется как степень возможности свершения данного события, и изменяется от 0 до 1. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице. В условиях определенности существует лишь одна альтернатива.

Рисунок 4 – Условия, влияющие на вероятность принятия неправильного решения

Наиболее желательный способ определения вероятности объективность. Вероятность объективна, когда ее можно определить математическими методами или путем статистического анализа накопленного опыта. Например, предсказать увеличение объема рынка конкретного продукта, изучив информацию о динамике объема продаж за несколько предыдущих лет, или опросив группу экспертов. Неопределенность. Решение принимается в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов. Это должно иметь место, когда требующие учета факторы настолько новы и сложны, что за счет них невозможно получить достаточно релевантной информации. Неопределенность характерна для некоторых решений, которые приходится принимать в быстро меняющихся обстоятельствах.

Время принятия решения. Динамика изменяющейся среды требует иногда незамедлительного принятия решения, так как информация и критерии для принятия решения могут стать недействительными.

Способность применять специальные технологии принятия решения. Например, использование методов математического моделирования может повысить качество решения. Информационные ограничения. Информация для принятия рационального решения порой недоступна и стоит слишком дорого. В стоимость информации стоит включать время менеджера и подчиненных, затраченное на ее сбор, а также фактические издержки, например, связанные с анализом рынка, оплатой Интернета, использованием услуг внешних консультантов. Поэтому менеджер должен решить, существенна ли выгода от дополнительной информации, насколько само по себе важно решение, связанно ли оно со значительной долей ресурсов организации или с незначительной денежной суммой.

Модели и методы принятия и разработки управленческих решений

Наиболее простыми методами принятия управленческих решений являются двумерные списки. При данном методе определяются возможные варианты решения и определяются достоинства и недостатки каждого, а затем выбирается тот вариант, который имеет большее число достоинств и в наибольшей степени соответствует установленным критериям принятия решения. Достаточно наглядным методом принятия решения является дерево решений. Он позволяет руководителю визуально оценить результаты действия различных решений и выбрать наилучший их набор. Данный метод использует модель разветвляющего по каким-то условиям процесса. Общая идея «метода дерева» решений графически изображена на рисунке 5.

Рисунок 5 – Обобщенная идея метода «дерево решений»

Основные этапы разработки управленческого решения по методу «дерева решений»:

1 – составление новой цели развития или совершенствования компании;

2 - сбор материалов о реальном состоянии дел в компании по новой цели;

3 – формулирование проблем как разность между новой целью и обобщенной ситуацией в компании;

4 – выбор или разработка критериев оценки проблемы;

5 – декомпозиция проблемы на самостоятельные составные части;

6 – поиск ресурсов и исполнителей разрешения проблемы;

7 – разработка вариантов основных решений и их предполагаемая эффективность;

8 – разработка вариантов детализирующих решений для каждого варианта основных решений;

9 – разработка вариантов очередного набора детализирующих решений для каждого предыдущего варианта и т.д.;

10 – оценка каждой ветви решений на эффективность действий и возможность достижения цели;

11 – выбор наиболее приемлемых сочетаний вариантов решений;

12 – практическая реализация выбранного варианта решений.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту