рефераты по менеджменту

Особенности принятия управленческих решений

Страница
1

Природа процесса принятия решений

Принятие решений - это одна из главных ролей менеджера. Менеджеры любого уровня вовлечены в процесс принятия решений для самих себя, для подчиненных, для организации. Менеджеру в любой момент может понадобиться согласовать дату поставки товара, подобрать людей для выполнения работ, разобраться с заявлением на отпуск своего подчиненного, определить приоритетность своих дел, наметить повестку дня для совещания, выделить и рационально распределить ресурсы – эти и другие решения приходится принимать ему ежечасно, ежедневно. От качества принятия этих решений зависит эффективность его работы как руководителя. Принятие одних решений требует от него предпринимательских способностей, при принятии других он выступает в качестве блюстителя порядка, или распределителя ресурсов.

Некоторые из этих решений имеют исключительную важность, другие же не столь значимы. Решения могут приниматься менеджерами единолично или совместно с другими людьми, т.е. коллективно.

Принятие решения - центральное звено в работе менеджера. Каждая управленческая функция связана с несколькими жизненно важными решениями, требующими претворения их в жизнь.

Принятие решения – это выбор курса действий, обеспечивающих получение требуемых результатов.

Организационное решение – это выбор, который должен сделать менеджер, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью.

Каждое организационное решение должно включать шесть составляющих:

Ø Субъект решения (инициатор): руководитель, специалист, отдел, компания;

Ø Объект (исполнитель) решения: подчиненный, специалист, отдел, компания;

Ø Предмет решения;

Ø Цель разработки решения;

Ø Причины разработки решения;

Ø Персонал, для которого разрабатываются или реализуются решения.

Субъект решения может быть одновременно и объектом решения, например, «Для повышения прибыли директор разработал общую схему реструктуризации компании». В этом решении неявным субъектом и явным объектом решения является директор.

Организационное решение может быть техническим, экономическим и социальным.

Особо следует выделить категорию «управленческие решения» - это решения связанные с выполнением управленческих функций: планирования, организации, мотивации и контроля. Эти решения могут реализовываться в форме распоряжения, деловой беседы, инструкции, проекта, плана. Решение называется управленческим, если оно разрабатывается, реализуется и направлено на:

Ø Стратегическое планирование деятельности организации;

Ø Управление организацией;

Ø Управление человеческими ресурсами;

Ø Управление производственной, маркетинговой, финансовой и культурной областями;

Ø Формирование системы управления компанией (методология, структура, процесс, механизм управления и техническое обеспечение);

Ø Управленческое консультирование;

Ø Управление внутренними или внешними коммуникациями.

Управленческое решение как процесс - это выполнение восьми основных процедур: информационная подготовка, разработка вариантов, согласование вариантов, выбор одного варианта, утверждение, реализация, контроль выполнения и информирование инициатора решения.

Управленческое решение влияет на экономические, организационные, социально-правовые и технологические интересы организации.

Экономическая сущность управленческого решения состоит в том, что для его разработки требуются финансовые, материальные, трудовые и информационные ресурсы. Организационная сущность управленческого решения состоит в том, что для его разработки и реализации, организация должна иметь соответствующие возможности, в том числе:

Ø Персонал с необходимой квалификацией;

Ø Инструкции и положения, регламентирующие полномочия, права, обязанности и ответственность работников;

Ø Все требуемые ресурсы;

Ø Техников и технологии;

Ø Систему контроля;

Ø Возможности постоянной координации работы.

Социальная сущность управленческого решения заключается в механизме управления исполнителями с целью достижения взаимодействия всех его участков.

Правовая сущность управленческого решения заключается в возможности осуществления заданного мероприятия в правовом поле, то есть при строгом соблюдении законодательства РФ.

Технологическая сущность управленческого решения проявляется в возможности обеспечения персонала, участвовующего в разработке и реализации управленческого решения, необходимыми техническими, информационными средствами и ресурсами.

Управленческие решения можно классифицировать по различным признакам (рис.1).

Цель управленческого решения – обеспечение движения к поставленным перед организацией целям.

Решения по Герберту Саймону можно разделить на запрограммированные и незапрограммированные.

Запрограммированные решения – есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что принимаются при решении математических уравнений. Как правило, число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией. Такие решения, как правило, принимаются в повторяющихся ситуациях, и их последовательные шаги могут быть зафиксированы в методиках, правилах, инструкциях, например, расчет налога на прибыль, определение чистой прибыли.

Незапрограммированные решения – это решения, которые требуется принимать в условиях новых, не повторяющихся ситуаций, их сложно структурировать, т.е. определить заранее конкретную последовательность шагов. Примером таких решений могут служить: определение целей организации, улучшение продукции.

При принятии решений следует учитывать два момента: первый - принимать решения, как правило, сравнительно легко, однако трудно принять качественное решение; второй – принятие решения - это психологический процесс. Процесс принятия решений носит интуитивный или рациональный характер.

Рисунок 1 – Классификация управленческих решений

Интуитивное решение – это выбор, сделанный на основе ощущения того, что он правилен. Обычно такие решения принимают руководители высших уровней управления.

Решения, основанные на суждениях - это выбор, обусловленный знаниями, квалификацией или накопленным опытом. Эти решения не всегда эффективны, так как перенесение опыта прошлого на будущее не учитывает прошедших изменений. Такие решения носят догматический характер. Многие руководители доперестроечного периода, пытавшиеся перенести свой прошлый опыт на работу своих организаций в условиях рынка, потерпели неудачу. Рациональные решения – обосновываются с помощью объективного аналитического процесса, выстроенного в некий логический процесс. Согласно Саймону, процесс принятия решения складывается из трех этапов:

Ø Обдумывание;

Ø Проектирование вариантов решения;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту