рефераты по менеджменту

Организация процесса планирования СПК "Столбовский"

Страница
2

- перспективные (стратегические);

- текущие;

- оперативные [7, С.221].

В условиях современной российской действительности горизонт финансового планирования, как правило, составляет не более трех лет, и на такой период разрабатываются стратегические (перспективные) финансовые планы предприятия. Стратегический финансовый план определяет концепцию финансового развития организации и может составлять коммерческую тайну [7, С.422].

Разработка финансовой стратегии – разрабатывается в соответствии с общей стратегией предприятия в целом. Она основывается на учете:

- отраслевой специфики,

- динамики макроэкономического процесса,

- динамики финансового рынка,

- конкретными условиями предприятия. [3, С.320]

Стратегический план базируется на разработки прогнозов. Финансовый прогноз предполагает следующие этапы:

1) Составление прогноза продаж с помощью статистических и других доступных методов;

2) Прогнозирование динамики переменных затрат;

3) Прогнозирование постоянных затрат;

4) Составление прогноза инвестиции в основные и оборотные активы необходимы для достижения планируемого объема продаж;

5)Расчет потребности во внешнем финансировании и изыскания соответствующих источников с рациональной структурой капитала.

Финансовая стратегия включает разработку следующих основных документов: прогноз прибылей и убытков; прогноз движения денежных средств; прогноз бухгалтерского баланса. Эти документы являются базовыми и корректируются в зависимости от изменения внешней среды и объема реализации. Кроме того на предприятии могут разрабатывается при необходимости инвестиционные планы, финансовые разделы планов в долгосрочных бизнес-планах. Финансовая стратегия предприятия разрабатывается по многим направлениям важнейшими являются:

- Движение денежных средств,

- Определение дивидендной политики,

- Определение стратегии в отношении динамики и структуры капитала,

- Определение стратегии финансов предприятия [8, С.254].

Перспективный финансовый план конкретизируется в виде текущих финансовых планов составляемых на год. Основным документом текущего финансового планирования является баланс доходов и расходов. При разработке текущего финансового плана финансовый менеджер исходит из целей планирования на предстоящий год и решает задачи, перечисленные выше. Балансировка доходов и расходов финансового плана достигается как регулированием расходов (прежде всего отчислений в фонде накопления и потребления, дивидендных выплат), так и оптимизацией размера и состава заемных средств. Разработка текущего финансового плана должна быть ориентирована на обеспечение финансовой устойчивости предприятия.

В рамках текущего планирования на предприятии разрабатывается финансовый план, в котором в стоимостном выражении отражаются все стороны работы предприятия. Основные задачи, решаемые в финансовом плане, таковы:

- обеспечение предприятия финансовыми ресурсами по осуществлению производственно-хозяйственной деятельности;

- использование резервов в мобилизации ресурсов с целью увеличения прибыли и повышения рентабельности производства;

- определение финансовых взаимоотношений с госбюджетом, кредитными учреждениями, вышестоящими организациями. [10, С.97]

Текущий план конкретизирует стратегические планы и предполагает разработку тех же документов, что и стратегическое планирование:

1. План прибыли и убытков,

2. План движения денежных средств – составляется двумя способами:

- Прямым на основе исчисления притока и оттока финансовых ресурсов.

- Косвенным – основан на корректировки прибыли в связи с изменением активом предприятия.

3. Плановый баланс – его разработка начинается с планирования активов, информации об их изменениях берется из различных источников например:

- из долгосрочного финансового плана,

- отчетов по производственным запасам,

- планов снабжения.

Оперативное финансовое планирование заключается в разработке платежного календаря, детализирующего на квартал или месяц текущий финансовый план. Платежный календарь помогает поддерживать платежеспособность предприятия, вовремя привлекать краткосрочные заемные средства для покрытия разрыва во времени поступлений и перечислений средств. Структура (схема) платежного календаря аналогична текущему финансовому плану, но отражает ежедневное движение средств, в балансе доходов и расходов предприятия. Оперативное планирование по сути основная форма планирования в настоящее время. Они различаются по форме и разрабатываются практически на всех рамках оперативных планированиях, решаются следующие задачи:

1. Синхронизация денежных поступлений и расходов;

2. Ежедневный учет изменений состояния финансовых ресурсов и их корректировка;

3. Определение потребностей в краткосрочных кредитах;

4. Эффективное использование свободных денежных ресурсов [9, С.222].

Сравнительный анализ стратегического и финансового планирования

Разработка стратегии начинается с анализа внешнего окружения организации. Степень влияния внешних факторов может быть различной, поэтому внешнюю среду подразделяют на «ближнее» организационное окружение (факторы непосредственно влияют на организацию) и «дальнее» окружение (факторы воздействуют опосредованно). Воздействующие на организацию факторы можно подразделить экономические, политические, культурные и технологические. Эти группы факторов определяют процесс комплексного анализа, с помощью которого можно выявить ключевые угрозы и возможности внешней среды.

Внешняя среда различается по степени присущей ей неопределенности («простая - сложная» среда, «стабильная - нестабильная»). Эти характеристики могут различным образом сочетаться. В зависимости от типа внешней организационной среды существуют разные способы работы с ней. Внешние стратегии предполагают изменение сферы действия организации, амортизацию (создание запасов, набор персонала), сглаживание и нормирование. Внутренние стратегии включают маркетинговые мероприятия, заключение контрактов, кооптирование, лоббирование, объединение. Многие из них активно используются организациями.

В организации стратегии планируются и осуществляются одновременно или последовательно на нескольких уровнях. Рассмотрим три уровня - корпоративный, уровень предприятия или бизнес-единиц, составляющих корпорацию, и функциональный [11. с. 34-43].

Стратегия корпоративного уровня определяет организацию в целом, поведение ее подразделений или бизнес-единиц, комбинация которых позволяет воспринимать компанию как целостность и отвечает на вопрос; каким бизнесом занимается корпорация? Стратегическая деятельность на корпоративном уровне включает в себя, например, приобретение нового бизнеса, расширение или сокращение уже существующего, создание совместных предприятий. Корпоративный уровень управления представлен главным управляющим (генеральным директором, президентом корпорации и т.д.), советом директоров и другим старшим персоналом, принимающим стратегические решения для всей организации. Обычно в обязанности этих руководящих лиц входит определение назначения, миссии и целей организации, выявление ключевых областей деятельности, выделение ресурсов для каждого вида деятельности, а также формулирование стратегий, которые охватывают индивидуальную деятельность. Корпоративная стратегия включает также вопросы финансовой и организационной структуры предприятия в целом. Стратегическими задачами корпоративного уровня могут быть, например, такие: открыть новое предприятие за рубежом или создать офшорное производство в стране с дешевой рабочей силой.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту