Расчет исходных показателей приведен в таблице 7.
Расчет исходных показателей для факторного анализа себестоимости
|  
 Показатель  |   
 Алгоритм расчета  |   
 Расчет  |   
 Сумма, руб.  |  
|  
 Плановая себестоимость Плановая себестоимость при фактическом объеме выпуска Себестоимость 1 тонны цемента при фактических объеме выпуска и постоянных затратах и при плановом уровне переменных затрат Фактическая себестоимость  |   
 Спл = Апл/Vпл + Впл С1 = Апл/Vф + Впл С2 = Аф/Vф + Впл Сф = Аф/Vф + Вф  |   
 97027000/1600000+276,3 97027000/1500000+276,3 105510000/1500000+276,3 105510000/1500000+281,6  |   
 336,9 340,9 346,6 351,9  |  
Расчет влияния факторов первого порядка на 1 тонну цемента методом цепной подстановки приведен в табл.8.
Расчет влияния факторов первого порядка на 1 т цемента
|  
 № п/п  |   
 Фактор  |   
 Алгоритм расчета  |   
 Расчет  |   
 Размер влияния, руб.  |  
|  
 1. 2. 3.  |   
 Объем выпуска продукции Постоянные затраты Переменные затраты  |   
 С1 - Спл С2 - С1 Сф - С2  |   
 340,9-336,9 346,6-340,9 351,9-346,6  |   
 +4,0 +5,7 +5,3  |  
|  
 Итого:  |   
 Сф - Спл  |   
 351,9-336,9  |   
 +15,0  |  
Себестоимость 1 тонны цемента непосредственно зависит от влияния следующих факторов первого порядка:
изменения объема выпуска продукции;
изменения суммы постоянных затрат;
изменения уровня удельных переменных затрат.
Из табл.8 видно, что фактическая себестоимость 1 тонны цемента выше плановой на 15,0 руб. или на 4,4% в том числе за счет невыполнения плана по выпуску товарной продукции на 4,0 руб. или 1,2% (4,0/336,9 * 100), что является причиной роста постоянных затрат на 1 тонну цемента на 5,7 руб. или на 1,7% (5,7/336,9 * 100), а также роста переменных затрат на 5,3 руб. или на 1,5% (5,3/336,9 * 100).
Значительный перерасход прямых производственных затрат произошел по не зависящим от предприятия причинам, т.к в отчетном году цены и тарифы на покупные со стороны сырье и материалы оказались выше плановых. Особенно в последние годы наблюдается значительный рост цен на топливо (мазут), а также на его транспортировку.
Результаты проведенного анализа показывают основное направление инвестиционных проектов на предприятии - поиск возможных путей снижения расходов на основе реконструкции и модернизации производства.
3. Обоснование инвестиционных проектов в ЗАО "Новомосковский завод ЖБИ"
Результаты анализа показали, что основными резервами снижения себестоимости цемента в ЗАО "Новомосковский завод ЖБИ" является:
сокращение затрат на топливо, используемое непосредственно в технологическом процессе;
увеличение объема выпуска цемента за счет расширения производственных мощностей предприятия.
Поэтому основными направлениями инвестиционных проектов рекомендуется выбрать следующие:
1. Установка газопровода для перевода производства на природный газ
2. Закупка оборудования для расширения действующего производства на базе неиспользованных производственных мощностей.
Экономия топлива имеет существенное значение в себестоимости цемента в связи с высоким удельным весом этих затрат в себестоимости цемента (37,9%). В качестве топлива на технологические цели (обжиг клинкера) в ЗАО "Новомосковский завод ЖБИ" используется мазут. Применение природного газа по сравнению с применяемым мазутом в производстве цемента имеет большое преимущество, а именно улучшается минералогический состав клинкера и качество цемента, улучшается режим работы и удлиняется срок службы оборудования, возрастает его производительность, не требуется дорогих работ, необходимых при использовании мазута (хранение, специальная транспортировка), снижается удельный расход топлива, что в итоге приводит к существенному снижению себестоимости цемента. Кроме того значительно повышается культура производства, так как газ обладает исключительно ценными качествами, каких нет у мазута: бесшумно горит, не образует дыма, копоти, золы и сажи.
В результате перевода цементного завода на природный газ сокращается не только удельная норма расхода топлива, но и его цена. Чтобы установить, как изменились в связи с этим затраты топлива на 1 тонну цемента, нужно разность между нормой расхода природного газа (N1) и нормой расхода мазута (N0) умножить на цену мазута (Ц0), а разность между ценой природного газа (Ц1) и ценой мазута (Ц0) - на норму расхода природного газа (N1), затем полученные результаты суммировать:
∆МЗт = ∆МЗт (N) + ∆МЗт (ц); (14)
∆МЗт (N) = (N1 - N0) * Ц0; (15)
∆МЗт (ц) = (Ц1 - Ц0) * N1. (16)
Расчет влияния факторов на изменение суммы затрат топлива на 1 тонну цемента приведен в табл.9.
Расчет влияния факторов на сумму топливных затрат на 1 тонну цемента
|  
 Материал  |   
 Затраты на мазут  |   
 Затраты на природный газ  |   
 Отклонение (+/-)  |  |||||||
|  
 Удельный расход  |   
 Цена единицы, руб.  |   
 Сумма на единицу, руб.  |   
 Удельный расход  |   
 Цена единицы, руб.  |   
 Сумма на единицу, руб.  |   
 Общее (гр.7-гр.4)  |   
 В том числе за счет  |  |||
|  
 нормы (гр.5- гр.2) ×гр.3  |   
 цены (гр.6- гр.3) ×гр.5  |  |||||||||
|  
 топливо  |   
 0, 200  |   
 606,5  |   
 121,3  |   
 0,182  |   
 550  |   
 100,1  |   
 -21,2  |   
 -10,9  |   
 -10,3  |  |