2. Избегание — как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей.
3. Компромисс.
4. Соревнование.
5. Сотрудничество — приход к альтернативе, удовлетворяющей обе стороны.
Приложение 3
Особенности РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА
1. Понимание причин и их анализ.
2. Понимание соей цели и выбор в зависимости от этого стратегии поведения.
3. Восприятие ситуации как бы со стороны.
4. Понимание и принятие эмоционального состояния партнера.
5. Умение контролировать собственное эмоциональное напряжение.
6. «Вытягивание» партнера на «взрослую» позицию.
7. Использование «языка пользы» для партнера.
Приложение 4.
Технологии по разрешению конфликтов.
| Технология | Методы | 
| диагностика | регулярное и деловое общение с сотрудниками; | 
| принятие управленческого решения, способного устранить причину конфликта; | |
| склонение потенциальных участников конфликта к взаимным уступкам; | |
| прогнозирование | знание и анализ ранних симптомов скрытого конфликта, при этом необходимо ограничить отношения, избрать официальную форму общения; | 
| работа с лидерами в подразделениях; | |
| анализ общественного мнения; | |
| изучение индивидуально-психологических особенностей сотрудников | |
| профилактика | постоянное совершенствование оплаты труда в соответствии с изменяющейся ситуацией; | 
| четкое распределение производственных заданий, полномочий и ответственности; | |
| формирование благоприятных межличностных отношений в коллективе; | |
| нужно уделять особое внимание слухам, сплетням, мелким ссорам, которые обычно являются показателями не загруженности служащих и создают благоприятную для конфликтов почву | |
| предупреждение | педагогические (беседа, разъяснения); | 
| административные (штрафы и др.); | |
| изменение условий труда; | |
| перевод потенциальных конфликтантов в разные подразделения | |
| постоянная забота об удовлетворении нужд и запросов служащих; | |
| подбор и расстановка сотрудников с учетом их индивидуально психологических особенностей; | |
| соблюдение принципа социальной справедливости при вынесении решений, затрагивающих интересы коллектива и личности; | |
| формирование у сотрудников правовой культуры общения | 
 Приложение 6.
Приложение 6. 
| Стратегия | Цель | Ваша позиция | Используется в случае | 
| конкуренция | Настоять на | Я знаю, какое решение | Быстрое решительное | 
| своем, победить | правильное. Не подвергайте | действие необходимо И | |
| сомнению мой авторитет и | жизненно важно. Нужно | ||
| способность здраво мыслить. | провести в жизнь | ||
| непопулярные решения. | |||
| уступчивость | Поддержание | Как мне помочь вам | Значение конфликта боле | 
| хороших | чувствовать себя комфортно? | важно для другой стороны. | |
| отношений, | Моя точка зрения не так | Вы хотите наладить с ним | |
| готовность | важна, чтобы пожертвовать | взаимоотношения, чтобы | |
| уступить. | нашими взаимоотношениями. | взять реванш в будущем. | |
| Вы не правы. | |||
| Вы хотите уменьшить | |||
| значение потерь, когда | |||
| проигрываете. | |||
| компромисс | Быстро | Давайте найдем приемлемое | Вам необходимо временное | 
| достигнуть | для нас обоих решение. | соглашение по поводу | |
| соглашения | сложных вопросов. | ||
| Вы хотите найти разумное | |||
| решение при ограниченных | |||
| временных рамках. | |||
| Оппоненты имеют равные | |||
| права и силу, и каждых из них | |||
| стремится к своей цели. | |||
| сотрудничество | Вместе решить | Такова моя точка зрения. | Необходимо полное | 
| проблему, найти | Какова ваша? | разрешение конфликта. | |
| решение, | Я хочу найти лучшее | Этот подход может быть | |
| устраивающее обе | решение из всех | использован там и тогда, где и | |
| стороны. | существующих. | когда позволяют | |
| обстоятельства и время. | |||
| уход, избегание | Избежать | Я нейтрален в этой ситуации. | Существуют более важные | 
| вовлечения в | Мне дела нет до этого. | проблемы. | |
| конфликт | Подождем, может все | Вы хотите, чтобы эмоции | |
| рассосется. | остыли и люди выработали | ||
| свои точки зрения. | |||
| Шанса разрешить конфликт | |||
| нет. | |||
| Необходимо собрать | |||
| дополнительную информацию. |