рефераты по менеджменту

Реальный труд в виртуальном мире

Страница
1

Реальный труд в виртуальном мире

За морем телушка - полушка

Однажды, во времена раннего постсоветского капитализма, я принимал участие в достаточно распространенном бизнесе. Мы, помнится, покупали помидоры на Украине по 60 рублей (с поля) и продавали их на севере по 300 (в розницу). При таком, неосведомленному человеку кажущимся грабительским, соотношении цен, после вычета всех расходов оставалось не так уж и много. Тогда я шутил, что имея летающую тарелку грузоподъемностью 100 тонн, не потребляющую топлива, мы могли бы жить с этих помидоров припеваючи.

Похожая разница цен между странами всегда существовало в области стоимости рабочей силы. Но если раньше приходилось работу везти туда, где дешевле труд, а произведенный продукт везти обратно, что вместе с таможенными пошлинами съедало значительную часть выгоды, то сегодня Интернет способен для некоторых видов труда сыграть роль упомянутой летающей тарелки.

Действительно, российский программист, особенно живущий не в крупном городе, часто работает за десять и менее процентов платы, обычной в развитых странах. Пересылка продукта и взаимодействие с руководителем и коллегами, ведущееся через сеть, стала весьма дешевой.

Так почему же иностранный капиталист, тратящий уйму энергии для того, чтобы сэкономить проценты, не экономит в разы? Почему наш инженер, получающий после кризиса 17 августа не больше 100 долларов, не ищет нанимателя "за бугром"?

Есть много причин, мешающих их взаимовыгодной встрече.

Во - первых, барьер между культурами. Плохое знание языка - не того, которому учили, а того, на котором в самом деле говорят, незнание правил поведения и обычаев в иностранном трудовом коллективе, общепринятых методов и приемов работы, использующегося инструментария и стандартов. Те немногие специалисты, кто владеет перечисленным, либо уже уехали, либо тихонько работают на инофирму, не рекламируя источники дохода.

Во - вторых, можно понять иностранных менеджеров, для которых специалист из России - весьма подозрительный субъект. Читая материалы по телеработе, которых множество на американских сайтах, я пришел к выводу, что большая часть телеработников на сегодня, даже в США, это люди, которые начали работать на фирму обычным путем и лишь затем перешли на телеработу. Более того, из 15 миллионов телеработников большая часть работает через сеть от двух дней в неделю до почти целого месяца, регулярно появляясь на рабочем месте "живьем". Телеработник в чистом виде, принятый на работу, работающий и оплачиваемый через сеть, пока довольно редкое явление даже на Западе.Менеджеры предпочитают видеть в лицо сотрудников, которых принимают на работу. В отношении кандидатов из России это справедливо вдвойне.

Еще одной немаловажной причиной торможения является недостаточная юридическая база. Даже в США, как пишет Гил Гордон, вопрос о том, как должен платить налоги человек, живущий в одном штате и работающий на фирму, расположенную в другом штате, не решается однозначно. Слишком мало прецедентов. В большинстве развитых стран существуют законы, запрещающие принимать на работу иностранцев, не имеющих вида на постоянное жительство. Хотя применимость этих законов к телеработникам спорна, но сложно заранее предугадать, как посмотрит закон на нарушителя. Штрафы не хочется платить никому.

Еще свежи в памяти деловых людей битвы 60 - 70 годов с "остарбайтерством". США до сих пор регулярно отлавливает и высылает за границу незаконно въехавших мексиканцев. Представив себе массовую реакцию на невидимо работающих через глобальные сети русских, согласных на малую часть западной зарплаты, бизнесмены не спешат начинать шумную кампанию по вербовке дешевых рабочих рук. Западные трудящиеся могут ответить забастовками и бойкотом, почувствовав угрозу своей занятости.

И, наконец, не одни мы такие умные и бедные. За место на виртуальном рынке труда уже соревнуются многие страны. Вот что пишет Enkhtor Dulamdary :(www.undp.org/undp/info21/text/bg/b-dary.html) "Телекомютинг распространяется среди "белых воротничков". Сейчас в США их 8,3 миллиона. Рост 15% в год. Две трети компаний, входящих в Fortune - 1000, имеют программы по телеработе.

За раздел американского рынка телеработы, оцениваемого в 30 - 40 миллиардов долларов в год, соревнуются такие страны, как Барбадос, Ямайка, Индия, Филлипины. В Бангалоре (Bangalore), Индия, создан парк информационных технологий, интегрирующий производство, конструирование и развитие с выставочными залами и местами отдыха. Названный "индийской силиконовой долиной", Бангалор уже стал привычным для таких гигантов, как Texas Instruments, Motorola, Hewlett Packard и IBM. . . .

. Клиенты фирмы - провайдера Network Computer Systems из Ганы выигрывают конкурсы на создание программного обеспечения в США, победили в конкурсе на архитектурные работы для канадской компании.

Индийские программисты постепенно приобретают репутацию самых лучших и дешевых программистов в мире. Экспорт программного обеспечения из Индии возрос с 225 миллионов долларов в 1992 году до 1,15 млрд. в 1996. Предполагается рост до 3,6 млрд. в 2000 году.

Следует отметить натиск программистов из Чехии и Венгрии.

Так что свет клином на России не сошелся. Никто нас упрашивать не будет. Поскольку дешевле индийцев работать сложно, остается искать приложения сил в неосвоенных ими областях, которых вполне достаточно.

Наши программисты уже создали ряд конкурентоспособных продуктов. Но, в основном, это "малые формы" компьютерного творчества. Идея побить Windows на мировом рынке отечественными силами кажется пока вполне фантастической. (Хотя Linux расчищает себе место, а это кажется доступнее).

Может быть, перспективнее предложить услуги в области разработки механических конструкций, архитектуры, энергетики - там, где авторитет России выше. С другой стороны, в области софта нужно овладевать крупными формами, и телеработа может оказаться полезным инструментом для этого.

В общем, выгодный продукт - это либо массовый продукт, либо уникальный. В этом направлении и нужно двигаться.

Что делать ?

Вечный русский вопрос "Кто виноват?" я не хочу здесь исследовать из-за недостатка места и времени. Но попытаться ответить на второй из наших вечных вопросов нужно. И в этом пункте, как мне кажется, российский бизнес теряет свои шансы.

Можно сколько угодно говорить о совковых инженерах, которые ничего не хотят делать, о квалификации, полученной на супер-ЭВМ "Нейрон" и тому подобное. Плохому бизнесмену менталитет мешает. Пусть из всей интеллигентной рабочей силы, имеющейся на российской территории, только небольшой процент способен к нормальному труду, разве все они используются должным образом? Русский национальный бизнес, как и охота, имеет свои особенности, другой рабочей силы нет и долго не будет. Нужно или что-то делать из тех, которые есть, или бежать из страны. Пусть они не владеют в совершенстве английским, менеджментом и методами сетевого промоушена, так зачем нужен бизнесмен?

Перейти на страницу номер:
 1  2 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту