рефераты по менеджменту

Коллективная форма организации оплаты труда, особенности ее использования и развития на примере ОАО "Ашасвет" машиностроительной отрасли

Страница
3

8. воспитательную и активизирующую функции, которые на­правлены на выработку дисциплины труда, развитие трудовой ак­тивности и творческой инициативы. Высокий уровень организа­ции труда способствует формированию у работника этих качеств, а чем выше качества исполнителей, тем более высокого уровня мо­жет достичь организация труда.

В структуру организации труда на предприятии входят следующие элементы

· Подбор, подготовка и повышение квалификации персо­нала. Эта работа к организации труда имеет отношение постоль­ку, поскольку, как бы рационально ни была запроектирована орга­низация трудового процесса, результат будет посредственный или плохой, если не подбирать для его осуществления соответствую­щих работников и не обучать их правилам, приемам и методам эф­фективной работы.

Профессиональный подбор работников преследует цель опре­деления профессиональной пригодности человека к выполнению конкретной работы. Его задача - отбор наиболее эффективных ис­полнителей и руководителей для рабочих мест и должностей.

Профессиональная пригодность устанавливается путем про­верки состояния здоровья, измерения определенных психофизио­логических характеристик человека, необходимых для избранной им профессии, использования тестирования и других методов вы­явления способностей человека. При профессиональном отборе обращается внимание прежде всего на наличие или отсутствие свойств личности, которые не поддаются изменению, тренировке, формированию, то есть на те свойства человека, которые опреде­ляются его генотипом, в отличие от фенотипа - совокупности свойств человека, которые можно формировать или изменять. Пе­речень необходимых для конкретной профессии личных качеств человека отражается в профессиограммах - документах, в которых формулируются требования к предполагаемым работникам.

Подготовка рабочих для современного производства осуще­ствляется в системе начального профессионально-технического образования и непосредственно на производстве. Реформа обще­образовательной и профессиональной систем образования предус­матривает превращение профессионально-технического образова­ния в основную форму подготовки квалифицированных рабочих. Это достигается путем создания единого типа многопрофильных профессионально-технических училищ со средним сроком обуче­ния в течение трех лет для окончивших неполную среднюю школу (8 классов) и одного года - для выпускников полной средней об­щеобразовательной школы.

Подготовка рабочих непосредственно на производстве осуще­ствляется в форме индивидуального и группового обучения на ра­бочих местах и в системе курсовой подготовки на учебно-произ­водственной базе предприятия или в учебно-курсовых комбина­тах. Обучение рабочих завершается сдачей ими экзаменов и присвоением им соответствующих квалификационных разрядов.

Переподготовка преследует цель обучения рабочих новым профессиям в соответствии с требованиями рынка труда. Эту ра­боту наряду с предприятиями организуют также службы (центры, бюро) занятости населения в городах и районах. Обучение вторым профессиям направлено на расширение производственного профи­ля рабочих, на создание для них возможности совмещения про­фессий с целью повышения привлекательности и содержательнос­ти труда, роста его производительности и уровня оплаты. Повыше­ние квалификации направлено на обеспечение роста профессио­нального мастерства рабочих, повышения их знаний, совершенст­вования навыков и умения выполнять более сложные работы.

Подготовка специалистов осуществляется в системе средне­го, высшего и послевузовского профессионального образования на основе Государственных образовательных стандартов.

Среднее профессиональное образование направлено на подго­товку специалистов среднего звена (мастеров и др.). Оно реализу­ется через обучение в средних специальных учебных заведениях или на первой ступени высшего профессионального образования после первых двух лет обучения (неполное высшее образование).

Высшее профессиональное образование дается в государствен­ных и негосударственных, имеющих соответствующую лицензию на право ведения образовательного процесса, высших учебных за­ведениях (вузах). Вузы, прошедшие в установленном порядке ак­кредитацию, получают право выдачи своим выпускникам диплома о высшем профессиональном образовании государственного об­разца. Высшее образование предусматривает три ступени подго­товки: бакалавриат (срок обучения 4 года, выпускник получает диплом бакалавра), подготовка специалистов (срок обучения 5 лет, диплом специалиста с высшим профессиональным образованием), магистрат (срок обучения 6 лет, диплом магистра). Дипломы спе­циалиста и магистра соответствуют одному уровню образования. Наиболее распространенной формой государственного высшего профессионального образования в России стала подготовка специ­алистов с пятилетним сроком обучения.

Повышение квалификации специалистов осуществляется, как правило, один раз в пять лет по планам повышения квалификации, разрабатываемым на предприятиях, в учреждениях и организаци­ях. Формы повышения квалификации: стажировка в отечествен­ных и зарубежных учреждениях и на предприятиях, обучение в институтах и на курсах повышения квалификации специалистов, индивидуальная учеба по лично разработанному, но согласованно­му и утвержденному руководством плану.

Вся организация подготовки и повышения квалификации ра­ботников предполагает реализацию идеи непрерывного, ступенча­того профессионального роста работников в соответствии с требо­ваниями научно-технического прогресса.

· Разделение труда. После укомплектования персонала на предприятии организация труда начинается с его разделения, кото­рое как элемент организации труда представляет собой обособле­ние видов деятельности работников, установление функций, обя­занностей, сферы действия для каждого из них, а также для их групп, образующих разные подразделения.

В зависимости от рода и разновидности работ различают фор­мы разделения труда: функциональную, профессиональную, тех­нологическую и квалификационную. Кроме этого разделение труда происходит по «территориальному» признаку между крупными и между мелкими подразделениями, а также внутри подразделений.

Функциональное разделение труда предполагает деление пер­сонала на функционально однородные группы, каждая из которых отличается своей ролью в осуществлении производственного про­цесса, или деятельности. Таких групп может быть несколько. Прежде всего, выделяются служащие, рабочие, младший обслужи­вающий персонал, ученики, охрана. Категория «служащие» по принятой в нашей стране классификации подразделяется на руко­водителей, специалистов, прочих служащих, которых иногда назы­вают техническими исполнителями.

Рабочие подразделяются на основных и вспомогательных. Вспомогательные, в свою очередь, также подразделяются на функ­циональные группы: ремонтных рабочих; контролеров качества продукции; рабочих, занятых энергетическим, транспортным, хо­зяйственным обслуживанием и т.д.

При функциональном разделении труда одной из проблем яв­ляется обоснование целесообразности совмещения функций ра­ботников разных функциональных групп, например, основных и вспомогательных рабочих. Необходимо здесь также решать вопро­сы обоснования уровня централизации и специализации работ по отдельным функциональным группам.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту