рефераты по менеджменту

Как стать бизнес-тренером: ценности, мотивация, навыки

Страница
1

Профессия бизнес-тренера появилась в России недавно, всего лет двадцать назад. В советское время, конечно, была система непрерывного повышения квалификации руководителей и работающих специалистов: преподаватели в основном читали лекции и отвечали на вопросы слушателей. После обучения на рабочем месте под надзором наставников создавались условия для выработки практических навыков.

В современных условиях информационной насыщенности, интенсивных изменений и недостатка времени возникла необходимость формирования новых навыков уже на стадии постдипломного образования. Дополнительного времени нет, на работе надо действовать, оперативно внедряя полученные навыки в бизнеспроцессы. Обучение теперь проходит в интерактивном режиме, с упражнениями и ролевыми играми. Изменился облик преподавателя: из методичного и строгого профессора он превратился в энергичного и харизматичного бизнестренера, умеющего передать энергию участникам, заразить их духом развития и желанием двигаться вперед.

Так какой он — современный бизнес-тренер? Какие у него ценности и мотиваторы? Какими базовыми навыками он должен владеть? Обсудим эти вопросы в нашей статье.

Ценности бизнес-тренера

Бизнес-тренер должен быть интересен своим слушателям не только как профессионал, но прежде всего как личность. Тренинги посещают успешные люди, с великолепной волей и яркой энергетикой. Тренер, вставший в центр группы, должен быть одним из них и в то же время тем, кто заслужил право вести за собой.

Что делает тренера интересным для слушателей? Исходя из своего опыта могу сказать, что слушатели хотят:

􀁑 видеть человека, обладающего внутренней свободой и раскованностью;

􀁑 общаться с уверенным в себе человеком;

􀁑 получить подтверждение, что оптимизм помогает строить успешную карьеру;

􀁑 стать участниками позитивных взаимодействий в группе, почувствовать себя комфортно;

􀁑 подключиться к внутреннему состоянию развития, которым обладает тренер.

Внутренняя свобода и раскованность привлекают всегда и везде, и особенно на тренинге. В первые минуты общения люди настраиваются на особый "канал", по которому они получают информацию о степени внутренней свободы тренера. Даже если тренер говорит умные и полезные вещи, но при этом зажат и несвободен, слушать его не будут, и наоборот, можно транслировать обычную информацию, но сопроводить ее внутренней мощью свободы и раскованности — тогда успех обеспечен.

Внутренняя свобода и раскованность — одна из базовых потребностей современных людей. Они посещают тренинги не только с целью получения новых знаний и навыков. Хорошо, если для создания свободного пространства в обучении тренер будет говорить:

􀁑 "У каждого свое мнение и своя позиция";

􀁑 "У вас интересная идея, аргументируйте";

􀁑 "Разверните свои размышления, если вы думаете по-другому".

Уверенность тренера в себе — востребованная ценность. Сыграть ее нельзя, это должно быть реальное, истинное состояние. Если внутренней уверенности нет, рано или поздно в ходе тренинга обнаружится, что за игрой скрывается слабость и неуверенность, и восстановить свое достоинство в группе будет очень трудно.

Представьте, что у вас случились неполадки со здоровьем, и вы вызвали скорую помощь. В комнату вошел неуверенный доктор, стал вас прослушивать и в замешательстве спрашивает: "Не знаю, что у вас: то ли сердце, то ли желудок, а может быть, легкие…" Поверите вы такому врачу? Пойдете за ним? Скорее нет, но если и пойдете, то грустно и обреченно.

Так и на тренинге: группа следует только за сильным и уверенным тренером-лидером.

Как возникает уверенность в себе? Опыт показывает, что в любой работе есть цель, вызывающая уважение у подавляющего большинства, — осознание своей миссии в профессии. Мотивация общего дела, которое всегда важнее единичного и субъективного, притягивает людей и создает базовую уверенность самого "носителя". Если служение общему делу истинное и ненаигранное, то коллективное бессознательное дает тренеру уверенность в себе: "Это нужно не только мне, но и другим! Я делаю важное дело, необходимое людям!" Великолепно, если тренер держится спокойно и с достоинством, не теряется при возражениях, со знанием дела обосновывает свою позицию. Удачные фразы:

􀁑 "Опыт показывает, что…";

􀁑 "Я продумал(а) этот вопрос. Мое мнение заключается в том, что…";

􀁑 "Для подкрепления своей позиции я готов(а) сформулировать такие аргументы…".

Оптимизм как вера в успех обучения всегда лучше пессимизма и жесткой критики со стороны обучающего.

Если тренер будет только критиковать, пользуясь положением, слушатели будут дольше усваивать информацию, с трудом формировать навыки. Конечно, ограничиваться только похвалой не стоит. Необходимо обозначать направление движения и выражать уверенность в том, что все обязательно получится. Усилия и активность всегда дадут позитивные результаты. В условиях интенсивного погружения в содержание (особенно в начале тренинга) в сознании многих людей возникает неразбериха, которая только со временем структурируется в знания и опыт.

Первую реакцию слушателей, связанную с информационной перегрузкой, нужно нейтрализовать оптимистичной уверенностью в том, что через определенное время они смогут применить свои знания в работе. Если после тренинга участники чувствуют "крылья за спиной", обучение прошло правильно, процесс усвоения информации и формирования навыков запущен, и через латентный период знания и навыки обязательно проявятся на практике. Тренер поддерживает слушателей следующими фразами:

􀁑 "Делайте, все у вас получится";

􀁑 "В обучении сначала — зона дискомфорта, потом возникает навык";

􀁑 "Тяжело в учении — легко в бою!".

Позитивность как обязательная ценность бизнес-тренера давно принята всеми, к этому привыкли, этого ждут. Важно, чтобы она была искренняя, настоящая. Профессиональная отстраненная клиентоориентированность не сработает: люди нуждаются в реальном позитивном принятии.

Здесь следует соблюдать такт. Нарушать "закон территории" и сокращать дистанцию, принятую в деловом общении, не следует (люди будут чувствовать себя неловко).

Уважительное и позитивное принятие тренером всех слушателей без исключения и отсутствие "фаворитов" создают на тренинге необходимую атмосферу открытости и безопасности. Участники понимают, что они пришли не для борьбы и конкуренции, а для обучения и обмена информацией. Раскрывая свое позитивное отношение ко всем, я иногда говорю так: "Дикие животные во время пожара собираются вокруг водоема, чтобы напиться. В этот момент они не трогают друг друга, уважая право каждого на жизнь. Так и мы собрались вокруг информационного потока". Если в группе вспыхивают конкурентные противостояния между неформальными лидерами, сохраняя самообладание и позитивное отношение ко всем, я обычно говорю: "Я — гарант безопасности! Мы договорились, что в этой аудитории мы взаимодействуем без желания воевать, нападать, брать в плен или отсиживаться в окопах. Бизнес-война — в офисах, здесь — временное перемирие, чтобы получить информацию и навыки!" После таких призывов участники успокаиваются и легко обмениваются опытом, начинает работать фактор "группового ресурса". Состояние развития — важный фактор тренинга. Чтобы оно возникло у слушателей, нужен "живой носитель", транслирующий это состояние и заражающий им. Развитие — это стремление к высоким ценностям и целям, улучшение, движение, открытость, динамика, гибкость, конструктивность, удовольствие и радость.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту