рефераты по менеджменту

Как стать бизнес-тренером: ценности, мотивация, навыки

Страница
2

Если в центре стоит развивающийся человек, у него можно перенять способы мышления и общения, стиль и манеру поведения. Это ускорит позитивные изменения в сознании участников. В жизни и на работе достижение отличных и выдающихся результатов может происходить долго и с сопротивлением, на хорошем тренинге развивающий эффект достигается быстро и легко. Нередко я говорю на тренинге: "У каждого человека семь гениев! Наша задача — реализовать хотя бы одного из них!" Многие известные люди подчеркивают исключительную важность развивающего обучения. Спортивный тренер Татьяна Тарасова говорит: "Тренер поднимает ученика своей личностью". "Человеку доставляет удовольствие развивать способности, которыми его наградил Бог", — пишет Ганс Селье, автор концепции о стрессе. Слушателям тренинга необходимо удержать яркое состояние развития и перенести его в процесс работы. Если это удается, то гораздо легче проводить "мозговые атаки" и принимать новые решения. Ощущение того, что любую проблему можно решить, активизируя себя, создает чувство радости и уверенности.

Мотивация бизнес-тренера

Принимая во внимание традиционное деление мотиваторов на материальные и нематериальные, необходимо отметить, что именно последние являются ведущими для бизнес-тренера. Разумеется, за свою работу тренер получает денежное вознаграждение, соответствующее его компетентности и стоимости на рынке, однако на первом месте для него такие профессиональные мотиваторы, как потребности в осмысленности работы, самоактуализации, достижениях, лидерстве, новизне, творчестве и общении. Если нематериальные мотиваторы актуальны для тренера, качество его работы будет высоким, а следовательно, его известность и стоимость на рынке повысятся.

Потребность в осмысленности работы — желание бизнес-тренера осуществить персональную миссию, реализоваться в профессии.

Если тренер не просто работает, а служит общему делу, это воодушевляет его и дает энергию, которая передается участникам на тренинге. Кроме того, миссия создает возможность построения персонального видения будущего, а значит, ведущего направления, ключевых целей и конкретных задач в работе. Перечисленные мотивационные факторы способствуют внутренней концентрации тренера, его нацеленности на работу, самоотверженности и самоотдаче.

Без концентрации и самоотверженности не будет позитивных результатов: специфика работы бизнес-тренера не терпит усредненности. Либо тренер работает ярко и уникально в сфере бизнес-образования для взрослых, либо ему лучше уйти в другие образовательные ниши, не требующие такой самоотдачи.

Установка на реализацию своей миссии в работе дает много сил, необходимых в условиях интенсивных нагрузок при обучении, переездах и перелетах, если приходится работать, например, сначала в Краснодаре, а через несколько дней в Барнауле. Адаптация тренера к новой группе, быстрое включение людей в обучение, создание свободной и творческой атмосферы с первых минут общения, поддержание интереса участников в течение всего цикла обучения и выход на эмоционально-позитивное завершение — все эти обязательные условия тренерской работы выполняются с радостью, если у тренера есть профессиональная миссия.

Потребность в самоактуализации — это стремление бизнес-тренера к реализации своего эго, своего личностного "я". Нередко я говорю: "Из западных имен раньше в России знали только Фрейда, потом узнали Карнеги, теперь все знают Маслоу!" Если говорить серьезно, потребность в самореализации, о которой в свое время писал Абрахам Маслоу, — ключевой мотиватор для любого специалиста (в том числе и тренера). Такая потребность возникает при наличии творческого потенциала, одаренности к тренерской работе. "Еще ничего не написано, меня никто не знает, но откуда этот бурлящий поток Я! Я! Я!" — так писал юный Юрий Трифонов в своем дневнике. Сделать в своей жизни что-то важное и значительное, оставить после себя крупный результат, стать сильным, образованным и успешным — эти цели ставит перед собой одаренный человек. С учетом специфики тренерской работы их можно переформулировать так: провести отличный тренинг, написать яркие статьи и книги, стать известным, лучшим или одним из лучших в своей области.

Потребность в достижениях — это профессиональные амбиции тренера, его стремление к постоянному совершенствованию в работе, а также способность идти навстречу вызовам, возникающим в ходе профессионального развития. Тренерство — такой вид деятельности, где подтверждение компетентности требуется ежедневно, при каждом выходе в центр группы, причем не только для молодых тренеров, начинающих свой профессиональный путь, но и для опытных и известных, у которых за плечами успешные тренинги и интересные публикации. Как только тренер начинает успокаиваться и "почивать на лаврах", его карьера идет на спад: всегда найдется слушатель, задающий каверзные вопросы, и участник, аргументированно доказывающий, что тренер не прав. Если тренер чего-то не знал, после окончания тренинга он должен оперативно повысить свою компетентность: прочитать в Интернете или специальной литературе, расспросить коллег или экспертов из других областей, подумать, изменить свое мнение, исправить ошибку.

Потребность в лидерстве проявляется в желании осуществлять влияние, управление и контроль над ситуацией и другими людьми в условиях тренинга. По существу такая потребность связана с наличием лидерского потенциала и организаторских способностей. Лидерство тренера базируется на его высокой компетентности и опыте. Он должен владеть информацией, примерно в четыре раза большей, нежели требуется для актуального контакта. Если тренер сомневается при ответе, то демонстрировать это не стоит, лучше сказать так: "Давайте обсудим эту точку зрения!" — или так: "Есть ли другие мнения в группе?" Он сохранит инициативу, обращаясь к групповому ресурсу (опыту и знаниям участников). Если тренер неуверенно отвечает на вопросы и со страхом реагирует на возражения, участники испытывают тревогу и сожаление, что они выбрали этот тренинг и этого тренера. По статистике, неудовлетворенный и разочарованный клиент расскажет двенадцати своим коллегам и друзьям о неудачном тренинге. Такое негативное "сарафанное радио" существенно снижает неформальный рейтинг тренера на рынке бизнесобразования.

Потребность в новизне проявляется в желании бизнес-тренера постоянно получать новую информацию, впечатления, налаживать контакты с новыми людьми. Работа тренера проектная (она завершается при окончании тренинга). У тренера всегда новые группы и участники, регионы и программы. В настоящее время в условиях нестабильной экономики, когда уменьшаются бюджеты на обучение персонала, активно работают тренеры, имеющие широкую специализацию. Такой специалист должен уметь не только проводить тренинги по разным темам, но и консультировать, давать интервью, писать статьи и книги. В условиях стабильной экономики, когда активность заказов на обучение достаточно высока, чтобы избежать рутины и однообразия, тренер должен вводить в свои программы новые игры и упражнения. Кроме этого, если у тренера развита потребность в новизне, он придумывает для себя новые внутренние установки. Желательно, чтобы они были актуальными. Например, сейчас отлично звучат призывы к преодолению кризиса и сохранению оптимизма. При этом их нужно не только проговаривать, но и демонстрировать в своем настроении и поведении на тренинге. Свежесть, яркость и новизна всегда привлекают группу.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту