рефераты по менеджменту

Анализ потребности в кадрах высшей квалификации на примере Восточного Оренбуржья

Страница
8

– Сравнение показателей, характеризующих человеческие ресурсы Восточного Оренбуржья с Россией в целом и развитыми странами в 1998г.

– Структура образовательной ориентации выпускников школ;

– Социальное самочувствие абитуриентов;

– Оценка престижа профессий выпускниками школ;

– Рейтинг реально выбираемых профессий;

– Мотивы выбора профессии абитуриентами;

– Факторы, влияющие на выбор профессии выпускниками школ;

– Уровень занятости в г.Орске;

– Потребность предприятий Восточного Оренбуржья в кадрах;

– Результат трудоустройства выпускников вузов в Восточном Оренбуржье;

– Структура незанятых (безработных) в Восточном Оренбуржье.

В качестве методики исследования использовались:

– социологический опрос школьников (9,11кл.);

– выборочный опрос граждан;

– экспертно-аналитический метод.

Качественное обновление нашего общества предполагает существенные изменения в системе управления образованием, ориентирует на реализацию наиболее целесообразных способов получения образования, которые могут быть выражены в форме социального (общественного), коллективного, индивидуального заказов на образовательные услуги. Социальным заказчиком на подготовку учащихся общеобразовательной школы, средних и высших профессиональных учебных заведении, переподготовку кадров и непрерывное повышение их квалификации выступает все наше общество: учащиеся, родители, социальные группы и классы, организации и предприятия.

Социальные заказы на образование можно условно разделить на общественный, региональный, коллективный и индивидуальный.

Общественный заказ определяется объективно существующей на каждом этапе развития потребностью в образовании, всестороннем развитии личности. В соответствии с социальным заказом решается вопрос о приоритете развития образования в стране, конкретизируются целевые установки и требования к объему и содержанию образования с учетом выявленных потребностей общества в образовательных.

Региональный заказ на образование представляется в количественном и качественном выражении. В первом из них фиксируются потребности в кадрах всех сфер народного хозяйства региона. Качественная характеристика содержит квалификационные требования к уровню общеобразовательной и профессиональной подготовки кадров. Это позволяет уточнить и скорректировать структуру и содержание образовательных программ, типы и виды образовательных учреждений, сроки, формы и методы обучения. Цели образования в регионе определяются государственными и региональными потребностями. Задачей же органов управления становится их достижение с помощью определенных средств в установленные сроки.

Назовем основные функции, реализуемые на региональном уровне управления:

• учетно-расчетная (выявление всех ресурсов региона и нормативное их распределение);

• структурно-инвестиционная (распределение средств в соответствии с заказом);

• достижение сбалансированности системы образования и ее соответствие потребностям народного хозяйства;

• информационно-аналитическая (обеспечение обратной связи на основе анализа информации о выполнении регионального заказа на образование);

• программно-методическое обеспечение образования в регионе (разработка его содержания в соответствии с квалификационными требованиями).

Среди других сквозных функций отметим планирование и прогнозирование, нормирование ресурсов для всех звеньев образования, анализ качества подготовки выпускников учебных заведений; программно-методическое и материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение, подготовку и переподготовку кадров по всем направлениям, оценку качества подготовки выпускников и уровня квалификации педагогических кадров.

Коллективные и индивидуальные заказы обусловлены различием образовательных потребностей учащихся, родителей, социальных групп, общественных организаций и необходимостью удовлетворения индивидуальных образовательно-воспитательных интересов и потребностей личности, склонностей и способностей человека. Такие заказы на более разностороннюю, углубленную и дифференцированную подготовку обеспечиваются за счет дополнительных вкладов средств государственных и общественных организаций, кооперативов, профессиональных обществ, союзов, добровольных взносов отдельных граждан и других поступлений из разных источников.

Поступательное развитие всей сферы образования должно быть обеспечено путем перестройки существующего механизма управления народным образованием. Система общего, профессионального и среднего специ­ального образования в условиях перехода к рыночным отношениям должна быть преобразована в саморегулирующую систему, которая могла бы приспосабливаться к изменяющимся условиям в обществе. При этом, она должна являться своеобразным катализатором тех социально-экономических преобразований, которые происходят с кадровым потенциалом в Российской Федерации.

Главной задачей управления этим процессом является сохранение и развитие интеллектуального, культурного, экономического потенциала региона (в данной дипломной работе – Восточного региона Оренбургской области). Для стабилизации и дальнейшего развития образования необходимо увязать его с социально-экономическими изменениями всего общества и, конечно, данного региона, с учетом реальных потребностей различных типов учебных заведении в кадрах. Чтобы учебные заведения выдержали конкуренцию, руководители органов образования должны владеть ситуацией в регионе, располагать объективной и надежной информацией о движении рабочей силы, о потребности рабочих по определённым профессиям, уровне их квалификации, об обучении безработных и др.

Решение задачи сохранения и развития кадрового потенциала требует принятия незамедлительных мер по реорганизации управления этими процессами, поскольку для структуры российского рынка труда в настоящее время характерны значительное уменьшение численности экономи­чески активного населения, рост "горизонтальной" миграции между отраслями народного хозяйства. В ряде регионов доля специалистов высокой квалификации в общем числе безработных достигает 60%, а начиная с 1993 г. среди них впервые появились выпускники общеобразовательной и профессиональной школы.

Даже эти, весьма ориентировочные, данные позволяют оценить глубину изменений, которые происходят с человеческими ресурсами с их подготовкой к труду в стране, и в Восточном Оренбуржье, в частности. В конце 1993 г. практически разрушились прежние административно закрепленные связи между профессиональной школой и профессиональным трудом.

Уже в 1994 г. по России в целом более 50% выпускников вузов, до 68% выпускников средней и до 80% выпускников начальной профессиональной школы оказались нетрудоустроенными; без работы и учебы остались примерно 500 тыс. девятиклассников ([3], стр.63-65).

В России ежегодно теряется более 1 млн. выпускников различных звеньев общеобразовательной и профессиональной школы.

Этот процесс, к сожалению, имеет кумулятивный характер, и число нетрудоустроенной молодежи возрастает год от, года, ослабляя профессиональный потенциал российской экономики и снижая качество жизни россиян.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту