рефераты по менеджменту

Анализ потребности в кадрах высшей квалификации на примере Восточного Оренбуржья

Страница
10

Если учесть, что нетрудоустроенный контингент новых выпусков накладывается на предыдущие, то процесс этот и в 1999 г., и в последующих будет иметь кумулятивный характер, поскольку прием в учебные заведения остался практически на прежнем уровне.

Рынок профессий и рынок образовательных услуг в Восточном Оренбуржье оказываются практически несвязанными. Так, по данным местных органов по труду, составивших примерный перечень дефицитных профессий, в числе первых десяти приоритетных оказались в основном профессии ремесленников и работников сферы услуг (печники, ремонтники, плотники, бухгалтеры и т.п.).

Особую озабоченность вызывает то, что при сохранении указанных тенденций в ближайшей перспективе каждое новое поколение будет менее обученным (менее охваченным всеми видами обучения), чем предыдущее. А это при наблюдаемом снижении количества и качества всех видов получаемого образования - ухудшит качественную структуру рабочей силы.

Решение проблем здесь видится в основательной структурной реформе всей профессиональной школы, начиная с ее начальных звеньев; развитии национальной системы профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, а также в разработке региональных и отраслевых программ управления человеческими ресурсами для труда.

Переход к рынку требует обновления политики образования, в том числе и высшего образования. Эта политика должна быть направлена на адаптацию школы к рыночным отношениям путем реконструкции ее хозяйственного механизма, путем изменения стратегии образования и, прежде всего, в деле экономического и социально-педагогического управления народным образованием. При этом речь идет не о каких-то поправках в системе народного образования, имеющих частное значение, а о разработке системы мер, которая обеспечила бы рациональное использование созданных в стране гигантских производительных сил. Речь идет о необходимости совершенствования образования, чтобы производственный эффект от обучения и воспитания учащейся и работающей молодежи не был случайным фактором, как это имеет место в настоящее время, а будет плановым средством и показателем как роста эффективности производства, так и культуры членов нашего общества.

В процессе подготовки данной дипломной работы проводились исследования, имеющие своей сутью комплексный мониторинг рассмотренных выше проблем подготовки и занятости кадров высшей квалификации среди молодых специалистов.

Результаты исследований приводятся ниже.

Результаты мониторинга, проведенного в школах Восточного Оренбуржья среди выпускников девятых и одиннадцатых классов

Опрос проводился в выпускных 9-х и 11-х классах по стандартной методике. Выпускникам было предложено по каждому вопросу сделать от одного до трех выборов предложенных вариантов.

Социально-демографические характеристики участников опрошенных вполне отражают параметры всей совокупности выпускников региона.

Планы и намерения выпускников относительно своего образования слагаются традиционно из 2 аспектов: с одной стороны, из наличия или отсутствия ориентации на продолжение образования, а с другой стороны из того, какой класс выпускник заканчивает (11 или 9).

Различные комбинации этих двух аспектов дают развернутую и разнообразную картину планов и намерений выпускников.

В 1999 г. эти планы выглядят следующим образом – 73,8% всех опрошенных планируют поступить в Вузы и приобрести высшее образование, 39,4% приобрести средне-специальное или профессиональное (училище, колледж - 11,5% и 27,9% соответственно), 10,9% планируют заняться коммерцией, 12,6% одним из вариантов своего будущего предположили пойти работать, 26,8% - учащихся пока не определились со своим выбором.

Таблица 2.3.

Структура образовательной ориентации выпускников школ

Восточного Оренбуржья (в %) в 1999г.

Планы

По всему контин-

генту

Пол

Класс

Юноши

Девушки

9 кл.

11 кл.

Училище

11,5

9,7

12,6

12,6

10

Колледж

27,9

30,6

26,1

37,9

15

ВУЗ

73,8

73,6

73,9

65

85

Займусь коммерцией

10,9

20,8

4,5

12,6

8,6

Пойду работать

12,6

11,1

13,5

9,7

16,3

Не знаю

14,2

11,1

16,2

18,4

8,8

Другой вариант

12,6

11,1

13,5

15,5

8,8

Из таблицы 2.3. видно, что наблюдаются различные ориентации у разных групп учащихся. Так, процент 11-классников, планирующих поступить в Вуз, значительно выше (на 20%), чем у 9-классников. Популярность колледжей у 9-классников более чем в два раза выше, чем у 11-классников. Желающих 11-классников пойти работать в полтора раза больше, чем 9-классников. Не определившихся 9-классников в среднем в два раза больше, чем 11-классников.

Юношей желающих заняться коммерцией почти в пять раз больше, чем девушек. Популярность колледжей несколько выше у юношей, чем у девушек, у девушек же более популярны училища.

Планы девятиклассников напрямую связаны с тем, остаются ли они в школе или покидают ее. Собираются продолжить школьное образование 73,7% девятиклассников, более половины из них желают иметь высшее образование, каждый третий одним из трех вариантов своего ближайшего будущего указывает на училище или колледж.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту