рефераты по менеджменту

Анализ процедуры разработки нормативных документов

Страница
5

Ст.46 Федерального Закона «О техническом регулировании» отменила необходимость соблюдать требования к продукции и процессам ее производства, установленные в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, которые направлены:

 на защиту жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества;

 на охрану окружающей среды, в том числе жизни и здоровья животных и растений;

 на предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей [1].

Поэтому сейчас для большинства предприятий проще самостоятельно решать стоящие перед ними задачи технического характера, используя для этого собственную систему стандартизации. При этом следует учитывать, что согласно п.1 ст.17 Федерального Закона «О техническом регулировании» порядок разработки, утверждения, учета, изменения и отмены стандартов организаций устанавливается ими самостоятельно с учетом положений ст.12 Федерального Закона, а в соответствии с п.2 ст.17 данного закона стандарты организаций применяются вне зависимости о того, кто является изготовителем, исполнителем, продавцом, приобретателем [1, 10].

Собственные стандарты организации могут быть не только у предприятий - изготовителей продукции, но и у организаций (предприятий) - потребителей продукции. В таких стандартах можно устанавливать требования к закупаемой организацией продукции. В этом случае предприятия-изготовители будут ориентироваться на эти требования и, заключив досрочный договор на поставку соответствующей продукции со ссылкой на стандарт организации-потребителя, начнут ее производство по данному стандарту.

Новый статус стандартов организаций позволяет использовать эту категорию вместо стандартов отраслей и технических условий в тех случаях, когда данные документы разрабатывают отраслевые научно-исследовательские организации для распространения среди предприятий данной отрасли. Переход на стандарты организаций упростит процедуру утверждения разрабатываемых документов, так как отпадет необходимость их согласования, утверждения и (или) регистрации в соответствующих федеральных органах исполнительной власти, как это проходило для стандартов отраслей [14].

Стандарты организаций не должны противоречить требованиям технических регламентов, а также национальных стандартов, разработанных для содействия соблюдению требований технических регламентов. Стандарты организаций также не могут противоречить национальным стандартам, обеспечивающим применение международных стандартов ИСО, МЭК и других международных организаций, к которым присоединилась Российская Федерация, а также стандартам, разработанным для обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации [1, 7].

Требования стандартов организации подлежат соблюдению в организации, утвердившей данный стандарт, и ее структурных подразделениях (в случае корпоративной или ведомственной подчиненности) с момента (даты) введения стандарта в действие. Требования стандартов организации к продукции, процессам, работам и услугам подлежат соблюдению и другими субъектами предпринимательской деятельности и приобретателями, но только в том случае, если эти стандарты организации указаны в сопроводительной технической документации изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ и услуг в договоре (контракте) [7, 10].

Стандарт организации, разработанный и утвержденный одной организацией, может использоваться другой организацией в своих интересах только по договору с утвердившей его организацией, в котором при необходимости предусматривается положение о получении информации о внесении в стандарт последующих изменений [7].

На сегодняшний день стандарты организаций являются важным средством на пути модернизации отечественной нормативной базы в области технического регулирования. Организации, разработавшие и утвердившие стандарт на продукцию, поставляемую на внутренний или внешний рынок, могут при необходимости подавать свои предложения для разработки национальных стандартов на базе своих собственных. Порядок представления и оформление предложений в таком случае осуществляется в соответствии с ГОСТ Р 1.2-2004. В связи с этим организациям следует максимально использовать предоставленную Федеральным Законом возможность - разработку и активную апробацию собственных стандартов организации, поскольку именно в них отражаются основные требования к качеству выпускаемой продукции, выполняемым работам и оказываемым услугам [14, 17].

Процедура разработки стандарта организации

Разработка стандарта организации основывается на правилах национальной системы стандартизации. Анализ разработки стандарта организаций проводился главным образом согласно положений ГОСТ Р 1.4-2004 и ГОСТ Р 1.5-2004.

Этапы процедуры разработки стандарта организации представлены в рисунке 1:

Рисунок 1. Блок-схема этапов процедуры разработки стандарта организации.

1. Организационная подготовка.

Деятельность по разработке и внедрению стандарта начинается с издания директором данной организации приказа о создании рабочей группы и утверждении плана разработки стандарта. Форма приказа дана в приложении А.

В состав рабочей группы включаются специалисты, обладающие различной информацией об объекте стандартизации и различным опытом.

План разработки стандарта утверждается календарно, с описанием основных мероприятий, ответственных исполнителей и датой выполнения. Форма плана указана в Таблице 1:

Таблица 1 – Форма плана разработки стандарта организации.

Наименование мероприятия

Ответственные

исполнители

Дата выполнения

Отметка о выполнении

Руководителем рабочей группы может быть руководитель органа, проводящего стандартизацию, либо один из его заместителей, а также руководитель данной организации.

2. Сбор информации.

Сбор информации имеет своей целью определение нормативных требований к объекту стандартизации, повышение качества разработки за счет использования имеющегося опыта по стандартизации данного объекта и уменьшение объема исследования его проблематики.

Состав информации, которую необходимо собрать, утверждается рабочей группой, и как минимум должен включать:

нормативные требования к стандартизируемому объекту организации;

стандарты (проекты стандартов) аналогичных объектов организаций;

результаты исследований, проводимых с целью выявления проблематики данного объекта организации, а так же ее решении;

показатели качества, применимые для стандартизируемого объекта организации, и методики их измерения.

После сбора информации рабочая группа анализирует собранную информацию и выделяет применимые для разработки проекта стандарта данные.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту