рефераты по менеджменту

Анализ процедуры разработки нормативных документов

Страница
2

Перед лицом этих вызовов определение стратегии национальной стандартизации является необходимым ответом на изменяющуюся ситуацию и новые запросы отечественной экономики и глобализованного мира. Стратегические цели стандартизации для многих стран имеют единую основу, однако этапы их реализации определяются развитием национальной экономики. Стандартизация в качестве одного из элементов технического регулирования может обеспечить достойный вклад в экономическое развитие страны, но при этом роль и принципы стандартизации в условиях реформирования российской экономики должны быть адекватны происходящим переменам и соответствовать международной практике - это очень актуально в наше время [12, с.256].

Рассмотрим основные определения в сфере стандартизации:

Стандартизация – деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности, работ и услуг.

Объект стандартизации - продукция, работа, процесс и услуги, подлежащие или подвергающиеся стандартизации [1].

В процессе трудовой деятельности специалисту приходится решать систематически повторяющиеся задачи: измерение и учет количества продукции, составление технической и управленческой документации, измерение параметров технологических операций, контроль готовой продукции, упаковывание и т.д. Существуют различные варианты решения этих задач. Цель стандартизации - выявление наиболее правильного и экономичного варианта, т.е. нахождение оптимального решения. Для того чтобы наилучшее решение позволило достичь упорядочения в определенной области необходимо, чтобы это наилучшее решение стало достоянием большого числа предприятий и специалистов. Только при всеобщем и многократном использовании наилучшего решения существующих и потенциальных задач возможен экономический эффект от проведенного упорядочения.

Если основная цель технического регулирования заключается в защите жизни и здоровья граждан, охране окружающей среды, то применение стандартов в первую очередь направлено на повышение конкурентоспособности продукции.

Основным результатом работ по стандартизации является принятие такого нормативного документа, как стандарт [11].

Стратегические цели стандартизации

Стратегические цели стандартизации для многих стран имеют единую основу, однако этапы их реализации определяются развитием национальной экономики. В Российской Федерации можно выделить следующие основные цели стандартизации:

– содействие достижению Российской Федерацией позиции одной из ведущих в экономическом отношении стран;

– обеспечение национальной, экологической, технической и технологической безопасности в Российской Федерации;

– повышение качества и конкурентоспособности продукции, работ и услуг, в том числе на международном рынке;

– снижение нагрузки на законодательство Российской Федерации путем максимального использования государством компетентности частного сектора и бизнес-сообщества, реализованной в национальных стандартах;

– содействие глобализации торговых отношений и устранению технических барьеров в торговле;

– содействие сохранению приоритетных рынков для промышленных предприятий России, торгово-экономического, научно-технического и технологического партнерства со странами СНГ;

– содействие взаимопроникновению технологий, знаний и опыта, накопленных в различных отраслях экономики через стандарты [16].

Функции стандартизации

Рассмотрев цели стандартизации, перейдем к ее функциям. Стандартизация имеет 4 основные функции:

1. Экономическая функция выражает себя через вклад стандартизации в научно-технический прогресс, поскольку она оказывает активное влияние на все составляющие производственного процесса, способствует совершенствованию предметов и средств труда, технологии и самого труда. С помощью нормативных документов предупреждается неоправданное разнообразие деталей, изделий, материалов, технологических процессов, устанавливается рациональная их номенклатура, определяются оптимальные параметрические и размерные ряды, обеспечивается высокий уровень взаимозаменяемости, устанавливаются оптимальные качественные характеристики.

2. Информационная функция стандартизации проявляет себя через создание нормативных документов, классификаторов и каталогов продукции, эталонных мер и т.п.

3. Социальная функция стандартизации проявляется через включение в нормативные документы и достижение в производстве таких показателей качества продукции и услуг, которые содействовали бы здравоохранению, отвечали бы санитарно-гигиеническим нормам и возможности экологической утилизации отходов.

4. Коммуникативная функция выражает себя через достижение взаимопонимания в обществе путем обмена информацией. Этому служат стандартизованные термины, трактовки понятий, символы, единые правила оформления деловой, конструкторской и технологической документации [12].

Документы в области стандартизации РФ

Закон «О техническом регулировании» изменил не только юридический статус стандартов, но и документальную базу стандартизации. Ранее, согласно Федеральному Закону РФ «О стандартизации», к нормативным документам в области стандартизации относились:

1. государственные стандарты Российской Федерации;

2. международные (региональные) стандарты;

3. правила, нормы и рекомендации по стандартизации;

4. общероссийские классификаторы технико-экономической информации;

5. стандарты отраслей;

6. стандарты предприятий;

7. стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений [2].

Согласно статье 13 «Документы в области стандартизации» Федерального закона "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ, к документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся:

1. национальные стандарты;

2. правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации;

3. применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации;

4. стандарты организаций;

5. своды правил (введено Федеральным законом от 01.05.2007 N 65-ФЗ).

Из существующего ныне перечня исключены стандарты отраслей и стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений, место государственных стандартов заняли национальные, а стандартов предприятий - стандарты организаций. Что немаловажно, в данный перечень также добавлены своды правил [1, 5].

Каждый из перечисленных в настоящей статье документов в области стандартизации имеет свои принципиальные особенности, отражающие сущность, правовой статус, условия и порядок разработки и применения. Прежде всего, следует отметить, что ни правила по стандартизации, ни рекомендации, не должны дублировать положения национальных стандартов Российской Федерации. Правила (нормы) по стандартизации и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации по своему характеру являются документами обязательными для применения, что напрямую вытекает из их определения.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту