рефераты по менеджменту

Анализ практики управления развитием персонала на примере ОАО "Минудобрения"

Страница
16

Предлагаемый подход к описанию и оценке уровня компетентности сотрудников на основе разработки и внедрения внутрифирменных профессиональных стандартов также не свободен от недостатков, однако имеет ряд определенных преимуществ, поскольку построен с учетом использования максимального числа положительных и устранения отрицательных моментов базовых технологий.

Внутрифирменные профессиональные стандарты (ВПС) являются по своей сути документом, описывающим комплекс требований предприятия к профессиональной компетентности (квалификации) сотрудника на конкретной должности, и информационной матрицей профессии (должности).

ВПС идентифицируют и описывают работы, выполняемые той или иной категорией персонала (профессиональные обязанности и виды ответственности):

­ уровень базового образования и производственный опыт;

­ профессиональные знания и навыки;

­ профессионально значимые личные качества;

­ состояние здоровья.

Разработанные ВПС включаются в систему стандартов системы качества предприятия, утверждаются в установленном порядке, учитываются в специальной системе и маркируются аббревиатурой СТП (П) – «стандарт предприятия по персоналу».

Для удобства работы требования к профессиональным характеристикам можно оформить в виде таблицы 3.2. Таблица включает в себя требования к знаниям, умениям, навыкам, личным качествам работников данной профессии в зависимости от вида производственной деятельности (анализ - процесс - контроль), а также медицинские ограничения и требования к процедуре оценки профессиональной квалификации.

Таблица 3.2 – Требования к профессиональным характеристикам

 

Анализ (оценка входной информации и условий деятельности)

Процесс (процедура выполнения, технологический процесс)

Контроль (оценка результатов и подготовка выходной документации)

Знания (теоретическая информация)

Теоретические знания, необходимые при планировании работы

Теоретические знания, необходимые при выполнении работы

Теоретические знания, необходимые при оценке результатов работы

Умения

Практические действия, необходимые при планировании работы

Практические действия, необходимые при выполнении текущей работы

Практические действия, необходимые при оценке результатов работы

Навыки

Автоматизированные практические действия, необходимые при планировании текущей работы

Адаптивные способности и психофизиологические (сенсомоторные) качества, поведенческие аспекты, обеспечивающие успешное выполнение работы

Автоматизированные практические действия, необходимые при оценке результатов текущей работы

Личные качества

Интеллектуальные качества и адаптивные способности, обеспечивающие успешное планирование работы

Адаптивные способности и психофизиологические (сенсомоторные) качества) поведенческие аспекты, обеспечивающие успешное выполнение работы

Морально-психологические и психофизиологические качества, обеспечивающие эффективную оценку результатов работы

Медицинские ограничения

Требования к процедуре оценки профессиональной квалификации

   

Анализ предполагает описание требований к знаниям, умениям, навыкам, необходимым для эффективной оценки входной информации и условий деятельности для выполнения работы по данной специальности.

Процесс включает в себя требования к знаниям, умениям, навыкам, необходимым для эффективного выполнения работы по данной специальности (для выполнения технологического процесса).

Контроль предполагает описание требований к знаниям, умениям, навыкам, необходимым для эффективной оценки результатов деятельности, корректировки и подготовки выходной документации по результатам работы.

Основными достоинствами предлагаемой схемы является наглядность и доступность структуры стандарта для восприятия и коррекции при необходимости. Каждый пункт является логической единицей вертикальной (субъектно-личностной) и горизонтальной (технологической) разверток. Вертикальная развертка показывает процесс перехода от теории (знаний) к практике, основанной на данной теории (навыкам), и личностным психологическим характеристикам. Горизонтальная развертка позволяет определить технологическую цепочку, и на уровне знаний эта цепочка показывает теоретическую подготовку и надежность специалиста; на уровне умений горизонталь показывает практическую квалификацию, определяемую конкретным рабочим местом; на уровне навыков горизонталь показывает функциональные элементы, ежедневно встречающиеся в трудовой деятельности. Психологические качества будут зависеть от всех практических элементов, т.е. умений и навыков.

Требования к компетентности, определенные в ВПС, являются тем профессиональным минимумом, которому должны соответствовать сотрудники, занимающие или претендующие на конкретную должность. Система ВПС охватывает весь персонал предприятия и, в отличие от квалификационных справочников, рассматривает компетентность не отдельно взятой должности, а в целом перечня должностей (профессий) персонала, участвующего в том или ином определенном процессе/субпроцессе управленческой и производственной (технологической) деятельности предприятия. Данный подход, наряду с идентификацией требований к компетентности, позволяет построить систему ранжирования персонала по компетенциям или степени участия и сложности выполняемых в процессе/субпроцессе функций, а также связать воедино управленческие (интеллектуальные) и технологические (физиологические) функции персонала.

Система ВПС полностью соответствует ресурсному подходу к использованию персонала, положенному в основу системы менеджмента качества в международных стандартах серии ISO 9000, и обеспечивает механизм реализации требований стандартов ISO в системе управления персоналом предприятия.

ВПС не только идентифицирует требования к квалификации персонала. Она разрабатывается как система документированного подхода к реализации функций управления персоналом предприятия:

1) Критериальный аппарат в виде идентифицированных требований к компетентности (квалификации) персонала – в виде описанных перечней знаний, умений, навыков и прочих требований к компетентности согласно структуре ВПС.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту