рефераты по менеджменту

Административное управление качеством

Страница
2

8) Показатели стандартизации и унификации – характеризуют насыщенность изделия стандартными, унифицированными и оригинальными элементами, а также уровень его унификации с другими видами продукции;

9) Патентно-правовые показатели – характеризуют степень патентной защищённости технических решений, использованных при создании продукции (например, уровень патентной защиты изделия, уровень его патентной чистоты);

10) Экологические показатели – характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возникающий при потреблении продукта (объём и удельная концентрация вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду при хранении, транспортировке и эксплуатации изделия);

11) Показатели безопасности – характеризуют особенности продукции, обеспечивающие безопасность пользователя при её использовании, техническом обслуживании, хранении и транспортировке (например, время срабатывания защитных устройств, электрическая прочность высоковольтных цепей);

12) Экономические показатели – характеризуют затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию изделия с учётом определённой степени их агрегирования (например, стоимость потребления изделия, включающая в себя покупную цену, затраты по транспортировке, монтажу и наладке, а также собственно эксплуатационные расходы).

Каждый товар имеет ряд показателей качества, которые можно измерить и проконтролировать. Качество такого товара, характеризующегося несколькими показателями качества, определяется взвешенной суммой значений отдельных признаков.

Для оценки уровня качества продукции используется ряд методов. В зависимости от специфики технологии осуществления оценочных процедур они делятся на:

1) Измерительные методы – предполагает оценку показателей качества как конкретных количественных характеристик с использованием технических измерительных средств;

2) Расчётные методы – используется для оценки показателей качества изделий на стадии их проектирования и предполагает использование информации, полученной в результате теоретически или эмпирически сформированных функциональных зависимостей;

3) Органолептические методы – строится на результатах анализа сенсорных ощущений человека;

4) Регистрационные методы – предполагает оценку показателей качества продукции на основе подсчёта числа определенных событий, связанных с процессами изготовления, распространение и эксплуатации этой продукции.

По источникам используемой для осуществления оценочных процедур информации методы оценки показателей качества делятся на:

1) Традиционные методы – оценка показателей качества осуществляется работниками специализированных экспериментальных, аналитических и расчётных подразделений предприятия с использованием лабораторного оборудования, испытательных стендов и т.д., либо внешними организациями, специализирующимися на выполнении соответствующих оценочных процедур;

2) Экспертные методы – оценка показателей качества реализуется группой специалистов-экспертов;

3) Социологические методы – предполагают осуществление оценки показателей качества продукции посредством осуществления различных социологических исследований, в ходе которых формируются и анализируются базы данных, характеризующих мнения конечных пользователей продукции о её полезных характеристиках.

В зависимости от характера агрегирования отдельных качественных характеристик методы оценки показателей качества продукции делятся на:

1) Дифференциальные методы – используются для сопоставления параметров качества оцениваемого вида продукции с соответствующими показателями эталонного образца без объединения этих параметров в какие-либо однородные группы.

2) Комплексные методы – используются в тех случаях, если существует необходимость выразить качественный уровень изделий единым интегральным параметром.

3) Смешанные методы – применяются в тех случаях, если объектом оценки является качество сложной продукции, имеющей широкую и внутренне неоднородную номенклатуру показателей качества.

Система показателей качества позволяет всесторонне определить качественные характеристики выпускаемой продукции, достигнутый уровень качества. Обеспечение, поддержание и повышение качества продукции на предприятии достигаются благодаря управлению качеством.

Управление качеством на предприятии

Качество как результирующая совокупность полезных для человека или социальной системы свойств объекта определяется совместным действием множества факторов, имеющих различную природу и часто являющихся случайными параметрами. Вместе с тем влияние преобладающей части таких факторов может быть учтено и рационально скорректировано в процессе создания соответствующего объекта. Целенаправленная деятельность по координации влияния отдельных факторов, определяющих результирующий уровень качества объекта, представляет собой управление качеством этого объекта.

Все существующие подходы к управлению качеством могут быть разделены на два вида: административный и экономический.

Административный подход к управлению качеством предполагает обязательное повышение качественных параметров соответствующего объекта на уровне, стремящемся к 100%. Для выпускаемой предприятием продукции такой подход предполагает реализацию следующих укрупнённых процедур:

- весь цикл жизни соответствующего изделия разбивается на отдельные этапы, для каждого из которых определяются основные стадии и факторы, способствующие образованию тех или иных отклонений (дефектов);

- вся совокупность возникающих дефектов структурируется по отдельным уровням и группам;

- для каждой однородной группы возможных дефектов проектируется комплекс мер по их предотвращению и доведению результирующего уровня качества до 100%.

При административном подходе получение брака рассматривается как чрезвычайное происшествие, которое следует устранить любой ценой. Таким образом, само качество как объект управления при данном подходе рассматривается как нормативная конечная цель.

Экономический подход к проблемам управления качеством основывается на позициях экономической рациональности. Работа по предотвращению образования дефектов при данном подходе проводится примерно так же, как и при административном, однако в данном случае расчётный уровень качества не задаётся неизменным на уровне 100%, а ставится в зависимость от экономически целесообразной величины затрат, необходимой для его достижения.

Конечный выбор предприятия относительно качественного уровня выпускаемой им продукции при экономическом подходе может варьироваться в зависимости от принятия этим предприятием стратегии своего экономического развития и, в конечном счёте, определяется балансом его целевых интересов как социально-экономической системы. Такой выбор может иметь следующие основные варианты своей направленности.

1) Предприятие может сконцентрироваться на умеренном уровне качества выпускаемой продукции, что позволит ему осуществить глубокое проникновение на рынок за счёт относительно невысокой цены, существенно нарастить объёмы производства и в конце концов обеспечить получение запланированного объёма валовой прибыли.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту