Определение количества контактов, которые должна обеспечить компания для того, чтобы достичь необходимого объема продаж.
Определение количества контактов и клиентов, которые должен обеспечить один сотрудник отдела продаж.
Создание такой системы мотивации персонала, которая будет ориентировать сотрудников службы маркетинга и сбыта на достижение результатов.
С учетом данных анализа выполнения задач и функций определение состава и количества сотрудников отделов маркетинга и сбыта.
Анализ процесса продаж и определение критических стадий (поиск контактов или доведение информации до клиентов, инициирование интереса, определение потребностей клиента, подготовка предложения, получение оплаты), которые требуют совершенствования.
Разработка плана маркетинга:
Какие продукты продавать и кому?
Ценовая политика
Система распределения
Методы продвижения продукции, как вы будете информировать клиентов о своих продуктах или услугах
Определение плана продаж и другие показатели, по которым будут оцениваться результаты деятельности подразделения маркетинга и сбыта.
Несмотря на то, что данный перечень задач выглядит внушительно, это только начало на пути создания эффективной службы маркетинга и сбыта, но без их реализации вряд ли можно добиться успеха на рынке.
Формализация вышеприведенных позиций создания системы управления маркетингом предприятия требует привлечения такого понятия как маркетинговый потенциал предприятия [23]. В связи с этим резко встает вопрос о выборе инструментария оценки маркетингового потенциала предприятия, который позволит оперативно определять внутренние возможности и слабости подчиненной хозяйственной единицы, обнаруживать скрытые резервы в целях повышения эффективности ее деятельности.
Берлин А. и Арзямов А. в своей статье [14] отмечают, что необходимо различать понятия производственно-экономического и рыночного потенциала предприятия. Последний представляет собой максимально возможный объем реализации при данном уровне обеспеченности ресурсами и является мерой использования первого.
Производственно-экономический потенциал характеризуется размерами имеющихся у предприятия основных фондов и персонала. Однако в современных условиях в качестве его важнейших составляющих, на взгляд выше отмеченных авторов, необходимо рассматривать также применяемые технологии и управленческие ресурсы. В результате он может быть представлен в виде некоторой функции:
(1) 
где 
компонент производственно-экономического потенциала. 
В [14] также отмечается, что величина производственно-экономического потенциала предприятия предопределяет его конкурентоспособность на целевом рынке, которая характеризует способность (сегодняшнюю и перспективную) проектировать, изготавливать и сбывать товары, по своим ценовым и иным качествам в комплексе более привлекательные для потребителей, чем продукция конкурентов.
Авторы статьи называют маркетинговый потенциал предприятия производственно-экономическим, на величину которого влияет объем реализованной продукции. Предлагаемая трактовка носит довольно обобщенный характер и не позволяет в структуре производственно-экономического потенциала выделить его составляющие: производственную, финансовую, маркетинговую и прочие.
Мерзликина Г.С. и Шаховская Л.С., в своей монографии “Оценка экономической состоятельности предприятия”[56] к предметным составляющим потенциала промышленного предприятия относят рыночный потенциал, который характеризует потенциальный спрос на продукцию и долю рынка, занимаемую предприятием; потенциальный объем спроса на продукцию предприятия; предприятие и рынок труда; предприятие и рынок факторов. Положительными моментами предлагаемой ими структуры рыночного потенциала является достаточно детальный перечень количественных и качественных показателей, характеризующих маркетинговую составляющую, поэтому предлагаемую ими схему (табл. 1.2), мы используем в нашем исследовании для сбора данных при наполнении содержанием разрабатываемой имитационной модели.
Марушков Р.В. в своей работе [55] не выделяет маркетинговый потенциал предприятия, как одну их составляющих экономического потенциала, а считает, что маркетинговая составляющая является инструментом реализации производственного потенциала, который позволяет ему трансформироваться в экономический.
На наш взгляд, основой экономического потенциала должна быть именно маркетинговая составляющая, так как в условиях рыночной экономики усиление конкурентных отношений на мировых и отечественных рынках, стремительное развитие и смена технологий, растущая диверсификация бизнеса предъявляют новые требованию к процессу планирования деятельности предприятия – не от производства, а от потребности.
Таблица 1.2. Показатели индикативной оценки рыночного потенциала предприятия (ООО “Русмар” относительные единицы)
|  
 №  |   
 Наименование показателя  |   
 Количественная или качественная характеристика показателя  |   
 Тенденция показателя  |  |
|  
 1  |   
 Соотношение реализованная продукция / товарная продукция, %  |   
 72  |   
 +  |  |
|  
 2  |   
 Доля рынка, %  |   
 0,25  |   
 +  |  |
|  
 3  |   
 Темп изменения физического объема производства, %  |   
 0,04  |   
 +  |  |
|  
 4  |   
 Конкуренты  |   
 0,21  |   
 -  |  |
|  
 5  |   
 Диверсификация продукции  |   
 0,027  |   
 -  |  |
|  
 6  |   
 Диверсификация клиентуры  |   
 0,068  |   
 +  |  |
|  
 7  |   
 Физический спрос на продукцию  |   
 0,023  |  ||
|  
 8  |   
 Профессиональный состав кадров  |   
 0,64  |   
 +  |  |
|  
 9  |   
 Соотношение изменение доли рынка / изменение емкости рынка  |   
 0,002  |   
 +  |  |
|  
 10  |   
 Соотношение индекс реализованной продукции / индекс инфляции  |   
 0,07  |   
 -  |  |
|  
 11  |   
 Износ ОФ, %  |   
 0,123  |   
 +  |  |
|  
 12  |   
 Соотношение обновление / выбытие ОФ  |   
 0,09  |   
 -  |  |
|  
 13  |   
 Доля материальных затрат в себестоимости продукции, %  |   
 0,39  |   
 +  |  |
|  
 14  |   
 Соотношение коэффициент оборота по приему / коэффициент оборота по выбытию, %  |   
 0,31  |   
 +  |  |
|  
 15  |   
 Поставщики ОПФ  |   
 0,33  |   
 -  |  |
|  
 16  |   
 Поставщики сырья, материалов  |   
 0,12  |   
 +  |