рефераты по менеджменту

Финансирование новых предприятий

Страница
6

Поскольку стоимость экспертизы и мониторинга бизнеса слабо зависят от размера инвестиций, обслуживание “маленьких” проектов очень невыгодно для инвесторов. В этой связи одна из форм государственного участия в стимулировании инвестиционной поддержки становления малого инновационного бизнеса заключается в компенсации повышенных удельных затрат инвестиционных фондов, связанных с финансированием ранней стадии бизнеса. Альтернативное решение - широкое вовлечение в деятельность таких фондов профессионалов в области лицензирования - как, например, Licentec в Голландии, которые затем получают долю от последующих продаж лицензий на технологии, поддерживаемых фондом Seed Capital Investment на стадии патентования и прототипирования. Не менее эффективным может быть сотрудничество семенных фондов с менеджментом ИТЦ или инкубаторами технологий, для которых разработка стратегии и мониторинг процесса коммерциализации технологий является каждодневной профессиональной деятельностью.

5. Small Business Investment Companies и Small Business Administration

В целях ускорения американских космических программ, в том числе за счет привлечения дополнительных частных средств в начальные фазы технологических компаний, конгресс США принял в 1958 году специальное постановление по инвестициям в малый бизнес. Это в частности привело к созданию в начале 60-х многочисленных специализированных “компаний по инвестированию в малый бизнес” (SBIC - Small Business Investment Companies). Для поощрения частных инвестиций в малый бизнес частным инвесторам - пайщикам таких компаний - предоставлялись налоговые льготы, государственные гарантии и дешевые кредиты (интересно, что в США сочли более выгодным и/или надежным предоставлять дешевые кредиты не конечному заемщику - собственно предпринимателю, а под ответственность о возврате - профессиональному инвестору, а именно создаваемым инвестиционным компаниям). Этим решением SBIC была, таким образом, передоверена инвестиционная активность федеральных властей. Было создано несколько сотен таких небольших инвестиционных фирм с общими активами около миллиарда и доступом еще к 4,5 миллиарда долларов, причем только 50 из созданных фирм имели размер своих активов более 1 миллиона.

Только 15-20% финансов SBIC были направлены на инвестиции в ранние стадии компаний (это составило, тем не менее, в два раза больше, чем они получали в среднем от венчурных фондов). Из этих небольших сумм чуть больше половины (100 миллионов долларов) направлялось в технологически ориентированный бизнес, однако на фоне отсутствия или недостаточности других источников финансирования этих стадий сам факт появления такого источника прямого инвестирования или кредитов оказал большое влияние на развитие инновационных компаний.

За почти сорок лет SBIC инвестировали около 6 миллиардов долларов в 70 тысяч компаний (в том числе и не технологические). Хотя их деятельность подчиняется администрации по малому бизнесу (SBA, Small Business Administration) в части получения дополнительных длинных кредитов, сами инвестиционные компании являются частными и принимают самостоятельные решения. Законодательство требует, чтобы SBIC предоставляли инвестиции или кредиты не меньше, чем на пять лет, что делает их капитал терпеливым, а получение дешевых государственных кредитов позволяет финансировать компании с умеренными темпами роста.

Small Business Administration (Администрация малого бизнеса), отделение Министерства торговли США, под юрисдикцией которой действуют малые инвестиционные компании (SBIC), выдает кредиты малому бизнесу, либо самостоятельно, либо или в пуле с другими финансирующими организациями, но в основном ее деятельность заключается в предоставлении гарантии банкам для выдачи таких кредитов малым предприятиям. Гарантии на 75-85% от величины кредита (менее 100, чтобы не снижать ответственности банка) предоставляются малым предприятиям, если они показывают собственный уставной капитал на 14% или наличные средства на 15% от запрашиваемой суммы кредита соответственно на капитальные или оборотные средства.

Со времени образования SBA выдала гарантии на 400 000 кредитов малым фирмам общей суммой на 45 миллиардов долларов. В середине 90-х около 90 тысяч малых фирм имели кредиты, полученные от SBA непосредственно или с помощью её гарантий, и хотя кредиты SBA составляют по сумме только 1% от общей суммы кредитов, выданных за все время малому бизнесу, это 40% от всех долгосрочных кредитов, предоставленных малым фирмам на сроки от 7 до 25 лет. Кредиты по гарантиям SBA не являются беспроцентными, однако, оговариваемый в каждом случае с банком уровень процентной ставки не должен превышать стоимость денег для банка плюс 2,5-2,75%. Часто это не дешевле, чем обычный кредит и к тому же SBA берет 2% за выдачу гарантии, однако без этих гарантий на подобной стадии развития малого бизнеса кредиты не могли быть предоставлены обычным финансовым институтом.

В России деятельность, подобную SBA, осуществляют региональные и федеральный фонды поддержки предпринимательства, а также Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (ФС РМФП НТС). Разумеется, абсолютные цифры выданных ими кредитов и банковских гарантий пока не сопоставимы с западными, однако они уже позволили стартовать и развиваться тысячам инновационных фирм России, способствуют развитию важной финансовой составляющей инфраструктуры поддержки малого бизнеса.

В частности, по данным обследования более 100 малых инновационных предприятий Нижнего Новгорода, только в 1995 году 17,5% от общего их числа получили кредиты, 9,6% - прямые инвестиции, а 7% - безвозмездную финансовую поддержку (гранты).

Анализ времени предоставления и суммы кредитов, выдаваемых ФС РМФП НТС, показал, что около 50% кредитов получали начинающие предприятия сразу после появления первых доходов, причем сумма кредита у 8% предприятий-заемщиков составляла 5% от общего объема доходов, у 8% - до 10%, у 13% - до 20%, у 11% предприятий до 30% и у 27% - свыше 40% годового оборота. Начальная стадия развития компании во время обращения за кредитом определяет тот факт, что, несмотря на указанные соотношения кредитов и объема собственных доходов, около 75% выданных кредитов не превышали 50-100 тысяч долларов.

В таблице 1 представлены цели использования малыми компаниями полученных от ФС кредитов.

Таблица 1

Назначение кредитов, полученных малыми инновационными фирмами от Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере

Направления использования кредита

% от общего количества[3]

Оборотные средства

54

Покупка оборудования

44

Разработка продукции

42

Маркетинг

17

Другое (сертификация, испытания у потребителей, комплектующие)

23

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту