рефераты по менеджменту

Финансирование новых предприятий

Страница
5

Ниже, в порядке общей вероятности предоставить начальное инвестирование новой технологической фирме, рассмотрены потенциальные финансовые источники, различающиеся отношением к риску, критериями выбора объекта инвестиций, условиями инвестирования и послеинвестиционными отношениями с молодой фирмой.

1. Личные сбережения основателей

На Западе на личные сбережения основателей стартует, по разным оценкам, от 59 до 74% технологических компаний. В России, по крайней мере, до 1995 года, эта цифра еще выше, потому что отсутствуют другие источники. В отдельных случаях начальные инвестиции предоставляли НТТМ, иногда - базовый институт, преимущественно в виде льготной аренды и предоставления доступа к необходимому оборудованию. Этих личных сбережений не может быть много и тем более достаточно, но начинающие предприниматели во всех странах предпочитают держаться как можно дольше на начальных сбережениях, потому что это позволяет им владеть большой долей акций компании. Впоследствии, при получении инвестиций на следующих стадиях, эта доля “растворяется” за счет появления дополнительных собственников.

2. Родственники и друзья

Такие инвестиции чаще всего имеют форму среднесрочного кредита, хотя последующие инвесторы, чтобы улучшить финансовые показатели фирмы, могут настоять на переводе взятого долга в часть акций. В принципе основное преимущество такого займа - относительная легкость получения неких ограниченных сумм денег у знакомых, которые знают предпринимателя и могут оценить его способности и надежность возврата. Основной недостаток заимствований у близких людей - возникающее у них ощущение прав вмешиваться и давать советы по ведению бизнеса.

3. Бизнес-ангелы

Растущее количество начальных инвестиций предприниматели получают от богатых людей. На жаргоне инвестиционного сообщества такого индивидуального венчурного капиталиста рассматривают как “неформального инвестора рискового капитала” или “ангела”. Будучи подотчетным в своих действиях только себе, такой ангел может себе позволить некоторые потери и часто его мотивация к инвестиции не связана исключительно с экономическими соображениями. Такая неэкономическая мотивация может включать чувство азарта, удовольствие от участия в увлекательном росте компании и особенно - общения с молодыми яркими людьми, а иногда - удовлетворение чувства социальной ответственности, возможно связанного с имеющимся у “ангела” богатством. Активность частных инвесторов в отдельных странах может быть также сильно стимулирована различием в величине подоходного налога, в зависимости от того, получен ли конкретный доход от спокойных сбережений или от прямых инвестиций (в США эта цифра составляет соответственно 34 и 20%).

Поскольку списки “ангелов”, в отличие от институциональных инвесторов, не печатают в справочниках[2], их поиск - нелегкий и исключительно контактный вид спорта, где определяющую роль играют связи, сеть деловых и финансовых партнеров. Это обусловлено тем, что частный инвестор редко ищет возможности для своих инвестиций путем прямых обращений в компании. Чаще он изучает эти возможности через своих знакомых в финансовых или деловых кругах, которые рассказывают об услышанной ими идее перспективного бизнеса. Другой источник информации ангелов - многочисленные “сети капитала”, особо распространенные в США и Великобритании. Организаторы таких сетей координируют финансовые запросы и предложения, часто осуществляя предварительный отбор и “упаковку” бизнес-предложений, обучая предпринимателей презентации бизнес-планов перед инвесторами.

Объем вложений бизнес-ангелов находится, как правило, в диапазоне от 25 до 300 тысяч долларов (редко до 1 миллиона), однако считают, что общий рынок такого финансирования достигает десятков миллиардов долларов в год и, по крайней мере, на каждый доллар институционального инвестирования приходится 3-4 доллара индивидуального ангела. В силу меньшего среднего размера число инвестиций “ангелов” в 20-40 раз больше, чем институциональных инвесторов.

Такие ангелы в своих решениях иногда полагаются на советы друзей и профессиональных консультантов, но чаще на свой предшествующий, нередко предпринимательский опыт и/или имеющиеся связи в близкой области. Одна из мотиваций к инвестициям - “купить себе работу”: например, и в пенсионном возрасте быть вовлеченным в инвестируемый бизнес, выступая в роли консультанта, маркетолога. В ряде случаев эти заинтересованные консультации настолько эффективны, что выбор “правильного” ангела может помочь не меньше, чем его деньги. Правда, сами деньги на этой стартовой фазе могут быть довольно дороги и за 100-350 тысяч долларов такого “ангела” предприниматель нередко отдает до 35% бизнеса.

Распространены и “групповые индивидуальные” инвестиции, когда предприниматель (или один из частных инвесторов) уговаривает дюжину “ангелов” “скинуться” по 20-50 тысяч.

Принятие решений о покупке акций начинающей компании на бирже - тоже частная инвестиция. Всех греет мысль, что более 1000 начальных инвесторов Microsoft и 600 - Dell Computer стали теперь миллионерами, а увеличившаяся стоимость Genentech обеспечила держателям его акций выигрыш в 500 раз. Как и венчурный капиталист, “ангел” или покупатель какого-то количества акций на бирже видит перспективную стратегию своих будущих заработков в продаже доли своих акций новой фирмы на бирже или кому-то третьему, либо самой инвестируемой компании, которая, встав на ноги, захочет большей самостоятельности.

Значительное число малых инновационных компаний в России также вставало на ноги при поддержке неких “богатых” знакомых. Существенное отличие российских партнеров от западных “ангелов” заключается в том, что они были больше ориентированы на немедленные дивиденды. Это было справедливо для долевого участия в торговом бизнесе, но не приложимо к старту технологических компаний. Кроме того, российские индивидуальные партнеры-инвесторы редко предлагали свое активное участие в жизни поддержанных компаний, предпочитая принцип: “Ты сидишь, а денежки идут”.

Известные исключения из этого правила, когда частные инвесторы продолжали “пасти” инвестируемый бизнес, помогая в получении кредитов, заказов, сертификации продукции, приводили к созданию эффективных динамичных предприятий, которые демонстрируют устойчивый рост и являются достаточно привлекательными для инвесторов.

Важным положительным знаком последних лет является учащение случаев появления, в том числе в Международном инкубаторе технологий, людей, заработавших деньги на каком-то, чаще торговом, виде бизнеса и желающих “купить” новое увлекательное личное участие в компании высоких технологий, вложив деньги в производственный бизнес.

4. Компании венчурного капитала

Помимо краткого обзора в начале главы, более подробно о компаниях венчурного капитала можно прочесть в сборниках, выпущенных Центром коммерциализации технологии в серии “Библиотека технологического предпринимательства”.

Небольшая, но принципиально важная для развития инновационного бизнеса часть институциональных компаний ВК ориентирована на семенную и раннюю стадию бизнеса – например, Zero Stage Capital в США или Seed Capital Investment в Голландии (в 1990 году всего в США таких семенных фондов насчитывалось в 25 штатах). По решению региональных и федеральных администраций такой первый семенной фонд создается в России в Санкт-Петербурге. Поскольку после первого раунда семенного финансирования стартующим компаниям требуются следующие инвестиции, такие фонды семенного капитала особенно эффективны в сотрудничестве с более крупными фондами, которые способны предоставить последующее более существенное финансирование (“глубокий карман”) на стадии развития проекта.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту