рефераты по менеджменту

Финансовый риск как объект управления

Страница
12

Информация играет важную роль в риск-менеджменте. Финан­совому менеджеру часто приходится принимать рисковые реше­ния, когда результаты вложения капитала не определены и осно­ваны на ограниченной информации. Если бы у него была более полная информация, то он мог бы сделать более точный прогноз и снизить риск. Это делает информацию товаром, причем очень ценным. Инвестор готов заплатить за полную информацию.

Стоимость полной информации рассчитывается как разница между ожидаемой стоимостью какого-либо приобретения или вложения капитала, когда имеется полная информация, и ожи­даемой стоимостью, когда информация неполная.

Приведем пример.

Предприниматель стоит перед выбором, сколько закупить то­вара: 500 единиц или 1000 единиц. При покупке 500 единиц това­ра затраты составят 2000 руб. за единицу, а при покупке 1000 еди­ниц товара затраты составят 1200 руб. за единицу. Предпринима­тель будет продавать данный товар по цене 3000 руб. за единицу. Однако он не знает, будет ли спрос на товар. При отсутствии спроса ему придется значительно снизить цену, что нанесет убы­ток его операции. При продаже товара вероятность составляет «50 на 50», т. е. существует вероятность 0,5 для продажи 500 единиц товара и 0,5 для продажи 1000 единиц товара.

Прибыль составит при продаже 500 единиц товара 500 тыс. руб. [500 (3000 - 2000)]; при продаже 1000 единиц товара — 1800 тыс. руб. [1000 (3000 — 1200)]; средняя ожидаемая прибыль — 1150 тыс. руб. (0,5 х500 + 0,51 х 800).

Ожидаемая стоимость информации при условии определеннос­ти составляет 1150 тыс. руб., а при условии неопределенности (по­купка 1000 единиц товара) составит 900 тыс. руб. (0,5 х 1800). Тогда стоимость полной информации равна 250 тыс. руб. (1150 — 900).

Следовательно, для более точного прогноза необходимо полу­чить информацию о спросе на товар, заплатив за нее 250 тыс. руб. Даже если прогноз окажется не совсем точным, все же выгодно вложить данные средства в изучение спроса и рынка сбыта, обес­печивающие лучший прогноз сбыта на перспективу.

Лимитирование — это установление лимита, т. е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т. п. Лимитирование является важным приемом снижения степени риска и применяется банка­ми при выдаче ссуд, при заключении договора на овердрафт и т. п. Хозяйствующими субъектами он применяется при продаже то­варов в кредит, предоставлении займов, определении сумм вло­жения капитала и т. п.

Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компа­нии. Тем самым он экономит на затратах капитала по страхова­нию. Самострахование представляет собой децентрализованную форму создания натуральных и страховых (резервных) фондов непосредственно в хозяйствующем субъекте, особенно в тех, чья деятельность подвержена риску.

Создание предпринимателем обособленного фонда возмеще­ния возможных убытков в производственно-торговом процессе выражает сущность самострахования. Основная задача самострахования заключается в оперативном преодолении временных за­труднений финансово-коммерческой деятельности. В процессе самострахования создаются различные резервные и страховые фонды. Эти фонды в зависимости от цели назначения могут соз­даваться в натуральной или денежной форме.

Так, фермеры и другие субъекты сельского хозяйства создают прежде всего натуральные страховые фонды: семенной, фураж­ный и др. Их создание вызвано вероятностью наступления небла­гоприятных климатических и природных условий.

Резервные денежные фонды создаются прежде всего на случай покрытия непредвиденных расходов, кредиторской задолженно­сти, расходов по ликвидации хозяйствующего субъекта. Создание их является обязательным для акционерных обществ.

Акционерные общества и предприятия с участием иностранно­го капитала обязаны в законодательном порядке создавать ре­зервный фонд в размере не менее 15% и не более 25% от уставно­го капитала.

Акционерное общество зачисляет в резервный фонд также эмиссионный доход, т. е. сумму разницы между продажной и но­минальной стоимостью акций, вырученной при их реализации по цене, превышающей номинальную стоимость. Эта сумма не под­лежит какому-либо использованию или распределению, кроме случаев реализации акций по цене ниже номинальной стоимости.

Резервный фонд акционерного общества используется для фи­нансирования непредвиденных расходов, в том числе также на выплату процентов по облигациям и дивидендов по привилеги­рованным акциям в случае недостаточности прибыли для этих целей.

Хозяйствующие субъекты и граждане для страховой защиты своих имущественных интересов могут создавать общества вза­имного страхования.

Наиболее важным и самым распространенным приемом сни­жения степени риска является страхование риска.

Сущность страхования выражается в том, что инвестор готов отказаться от части своих доходов, чтобы избежать риска, т. е. он готов заплатить за снижение степени риска до нуля.

В настоящее время появились новые виды страхования, напри­мер, страхование титула, страхование предпринимательских рис­ков и др.

Титул — законное право собственности на недвижимость, име­ющее документальную юридическую сторону. Страхование ти­тула — это страхование от событий, произошедших в прошлом последствия которых могут отразиться в будущем. Оно позволяет покупателям недвижимости рассчитывать на возмещение поне­сенных убытков в случае расторжения судом договора купли-про­дажи недвижимости.

Предпринимательский риск — это риск неполучения ожидае­мых доходов от предпринимательской деятельности (ст. 933 ГК РФ). По договору страхования предпринимательского риска мо­жет быть застрахован предпринимательский риск только самого страхователя и только в его пользу, т. е. нельзя заключить такой договор в пользу третьего лица. Страховая сумма не должна пре­вышать страховую стоимость предпринимательского риска. Стра­ховой стоимостью предпринимательского риска является сумма убытков от предпринимательской деятельности, которые страхо­ватель, как можно ожидать, понес бы при наступлении страхово­го случая.

По договору имущественного страхования (ст. 929 ГК РФ) мо­жет быть застрахован риск убытков от предпринимательской дея­тельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности, по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов.

Хеджирование (англ — ограждать) используется в бан­ковской, биржевой и коммерческой практике для обозначения различных методов страхования валютных рисков. Так, в книге Долан Э.Дж. и др. «Деньги, банковское дело и денежно-кредит­ная политика» этому термину дается следующее определение: «Хеджирование — система заключения срочных контрактов и сделок, учитывающая вероятностные в будущем изменения об­менных валютных курсов и преследующая цель избежать небла­гоприятных последствий этих изменений». В отечественной ли­тературе термин «хеджирование» стал применяться в более широ­ком смысле как страхование рисков от неблагоприятных измене­ний цен на любые товарно-материальные ценности по контрак­там и коммерческим операциям, предусматривающим поставки (продажи) товаров в будущих периодах.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту