рефераты по менеджменту

Управление качеством продукции в сфере её производства на примере ОАО "Нижнетуринский электроаппаратный завод"

Страница
19

Результаты предпринятых предупреждающих действий анализируются на совещаниях генерального директора с владельцами процессов и регистрируются в протоколах.

Моделирование инновационной системы качества продукции на ОАО «Нижнетуринский электроаппаратный завод».

В данном параграфе дипломного проекта мною рассматривается актуальная проблема создания системы менеджмента качества по стандартам ИСО серии 9000 с использованием принципов TQM путём введения инновационной модели управления всем процессом жизненного цикла продукции. Нововведение позволяет разработать методы моделирования и оценки системы менеджмента качества как процессный подход при оценке бизнеса.

Стандарты ИСО серии 9000:2000 направлены на обеспечение качества продукции на всех стадиях её жизненного цикла, включая научно-техническую продукцию, как результат научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, программ и проектов [18, C. 135].

Правительство Российской Федерации постановлением № 113 от 01.02.98 определило важнейшей задачей федеральных органов исполнительной власти поддержку субъектов хозяйственной деятельности, внедряющих систему менеджмента качества на основе ГОСТ Р ИСО серии 9000. Постановлением предусмотрено право размещения на конкурсной основе государственных заказов, поставок товаров, работ и услуг для федеральных государственных нужд при наличии у поставщиков сертифицированных систем менеджмента качества и/или лицензий на маркирование товаров, работ и услуг знаком соответствия государственным стандартам.

Внедрение стандартов ИСО серии 9000 обеспечивает создание научно- технической продукции, которая должна [17, C. 345]:

- удовлетворять требованиям заказчика;

- соответствовать применяемым при разработке отечественным международным или зарубежным стандартам;

- отвечать требованиям общества (законы, уставы, кодексы и т.п.);

- учитывать требования охраны окружающей среды;

- быть конкурентоспособной.

Согласно Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17.12.97 № 1300 (в редакции Указа Президента РФ от 10.01.2000 № 24), качество продукции и услуг – важнейший фактор реализации национальных интересов в следующих сферах: экономической, социальной, военной, международной, экологической.

Конкурентоспособность продукции и услуг является комплексным показателем, на который влияют качество продукции, цена, сроки поставок, удобство обслуживания и ремонта, имидж производителя и ряд других факторов.

Таким образом, решающую роль в устойчивом развитии экономики играет обеспечение конкурентоспособного качества продукции и услуг.

Система менеджмента качества является стимулом к нововведениям, внедрению инновационных технологий в производство.

Инновационный процесс – это процесс преобразования научных знаний в инновацию, в результате, которого на рынке появляется новая продукция и она признается потребителями [III-3, C. 23].

Из определения следует, что нововведение может рассматриваться как результат и как процесс, при этом в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000:2001 (п. 2.4.) любая деятельность или комплекс деятельности, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс.

Инновационная модель.

Кибернетическая модель инновационного процесса [II-15, C. 205] представлена в виде системы (круга), которая включает этапы инновационного цикла и взаимосвязи между ними (рис. 6)

Из модели инновационного круга выводится модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе. Присутствие нововведений в управлении качеством на всех уровнях управления и на всех стадиях жизненного цикла продукции впервые было представлено А.В. Гличевым [III-2, C. 17].

Инновационный процесс, как деятельность, добавляющая ценность, может быть введен в качестве элемента обратной связи управления процессом жизненного цикла продукции в модель системы менеджмента качества, основанной на процессном подходе (рис. 7)

Так как модель системы менеджмента качества, согласно стандартам ИСО серии 9000, предполагает только управление результатами, то введение инновации в виде обратной связи в модели системы менеджмента качества коренным образом меняет концепцию управления.

Система ИСО плавно переходит в новую концепцию QM (Quality Management) и TQM (Total Quality Management).

Моделирование инновационной модели системы менеджмента качества.

В отличие от стандартов ИСО и других концепций управления качеством, TQM предлагает не только новые методы и средства улучшения качества, но и новую философию управления. Тем самым с введением в модель системы менеджмента качества инновации она преобразуется в систему управления процессами. Под процессом понимается совокупность последовательных действий (функций, работ), которые преобразуют исходный материал (сырьё, полуфабрикат, информацию) в конечный продукт (услуги) в соответствии с предварительно установленными правилами (стандартами, нормативами).

Для описания модели используются понятия «объект», «свойства» и «отношения». Они делятся на управляемые (ресурсы процесса) и неуправляемые (внешние по отношению к процессу объекты и свойства). В качестве управляющих объектов выделены: измерители свойств, элементы формирования целей; элементы анализа (сравнения); элементы принятия решений; элементы формирования действий; элементы корректировки целей.

Структурная модель типового процесса производства, в котором участвует потребитель, поставщик и внешняя среда, полностью или частично управляемых объектов представлена на рисунке 8. Поставщик и результаты его деятельности оценим вектором свойств X={xi}, i=1, n; действие окружающей среды вектором Z={zj}, j=1, m; сам процесс F1 – множеством ресурсов V={vk}, k=1, h; потребительские свойства получаемого продукта или услуги с учетом мнений потребителя – вектором Y={yI}, I=1,u; инновации на всех стадиях жизненного цикла продукции F2 – вектором S={sr}, r=1,p.

Все значения свойств каждого из перечисленных множеств измеряемы независимо от того, управляемы они или неуправляемы.

В представленной модели деятельность поставщика, описываемая вектором X, является входом управляемого процесса, описываемого функцией F1, и вектором V; окружающая среда, описываемая вектором Z, является также входом для управляемого процесса F1 и определяет условия его функционирования, обратной связью является инновационный процесс, описывается функцией F2 и вектором S, выходом процесса являются оценки потребителя, описываемые вектором Y.

С учетом времени t, результат выполнения процессов F1 и F2 можно описать как функцию Y=F1 (x,v,t:Z)/1+F1 (x,v,t:Z)*F2(y,s,t:J).

С точки зрения теории управления, на основании данной модели можно строить и анализировать пять принципиально различных контуров управления: по входу (по параметрам вектора X), по внутренним параметрам управляемого процесса (по вектору V), по возмущающемуся вектору окружающей среды Z, по инновационной обратной связи (вектору S) и по выходным параметрам Y и, наконец, по динамике управления процессом Z. Для каждого из перечисленных контуров необходимо измерять свои параметры и использовать свое математическое описание с целью дальнейшего моделирования деятельности существующей системы менеджмента качества или проектируемой системы [III-6, C. 22].

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28  29  30 
 31  32 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту