рефераты по менеджменту

Социальные проблемы женщин на рынке труда

Страница
11

Глава 3. Пути улучшения положения женщин на современном российском рынке труда

Построение профессиональной карьеры женщины в условиях современного рынка труда

Социальные, экономические, политические преобразования, происходящие в России в последние десятилетия, повлияли на все сферы жизнедеятельности общества, систему социальных отношений, привели к изменению жизненных и профессиональных стратегий различных социальных групп. Усилилась социальная дифференциация, возникли новые престижные профессии, требующие более высокой квалификации, создаются условия для свободного самоопределения и самореализации личности.

Профессиональная карьера зависит в настоящее время не от государственных гарантий права на труд, а от индивидуальных технологий на рынке труда, профессиональной подготовки и конкурентоспособности работников, их социально-профессионального старта.

С развитием рыночной экономики женщины ориентируются на занятость в профессиональной сфере, получение высшего образования, что в значительной мере обусловлено необходимостью улучшения материального благополучия семьи, потребностями в самоутверждении, самоуважении, общественном признании, экономической независимости, успехе, власти.

Сложность протекания указанных процессов в российском обществе опосредована рядом социальных факторов. Несмотря на то, что человеческий потенциал является основной движущей силой экономического роста, женщины, согласно документам ООН, остаются в нише «недоиспользованных человеческих ресурсов». Сказались негативные последствия длительно осуществлявшейся советской политики, ориентировавшейся на унификацию роли женщин и идеологически обосновывавшей контракт работающей матери, в результате чего профессиональные ценности оказались невостребованными большинством женщин. Специфика реализации профессиональной карьеры женщин состоит в наличии барьеров, влияющих на возможности получения образования, трудоустройства, должностное продвижение, негативно влияющих на социальную и культурную интеграцию, стабилизацию общества. По данным официальной статистики, женщин-руководителей значительно меньше в сферах строительства, транспорта, сельского хозяйства, оптовой торговли и финансов, больше в непроизводственных отраслях (бытовое обслуживание, легкая промышленность, общественное питание, розничная торговля, здравоохранение, культура и социальное обеспечение). Сохраняется дискриминация оплаты труда женщин.

Разнонаправленность, рассогласованность социальных программ, недостаточная финансовая поддержка национальных и федеральных проектов по повышению социального статуса женщин снижают социальную роль женщин, чем определяется актуальность исследования женских стратегий преодоления трудностей в профессиональной и приватной сферах. Посредством анализа этих практик можно прогнозировать перспективы развития гендерной системы и гендерных идентичностей.

1. Успешная профессиональная карьера в трансформирующемся российском обществе создает условия для повышения уровня и качества жизни, изменения социального статуса и социального положения индивидов. В новых политических, экономических, социальных, культурных условиях на профессиональную карьеру больше влияют индивидуальные качества, чем объективные условия.

2. При изучении влияния гендера на формирование профессиональной карьеры женщин продуктивно использование структуралистско-конструктивистского подхода, который позволяет учитывать преемственность в профессиональных ориентациях, в стратегиях карьеры женщин и одновременно – способность к изменениям этих ориентаций и стратегий под воздействием объективных факторов. В соответствии с этим подходом, женская карьера является сложным многоуровневым феноменом, имеющим динамичный и преемственный характер: гендерная культура и традиции влияют на ценностные ориентации современных женщин, однако под воздействием институциональных сдвигов у части женщин меняются интересы, возрастает ценность профессиональной деятельности; практики адаптации и применяемые стратегии карьеры приобретают упорядоченный и воспроизводящийся характер.

3. Гендер-фактор проявляется в наличии институциональных и социокультурных барьеров для профессиональной карьеры женщин, в более низкой общественной оценке женского труда в целом, в сравнении с мужчинами, в гендерной асимметрии на рынке труда и профессиональной сегрегации по полу: мужчины преимущественно реализуют себя в высокостатусных отраслях (финансы, кредит, строительство, органы управления), женщины заняты в наименее доходных сферах (образование, культура, искусство, здравоохранение, социальное обеспечение, неформальный сектор)). Существуют и собственно женские проблемы (семейные обязанности, гендерные особенности первичной социализации, неумение и нежелание выделяться в коллективе и доказывать свой профессионализм, боязнь риска, меньшие по сравнению с мужчинами стремление к власти и амбициозность).

4. Влияние гендера на профессиональную карьеру женщин имеет неравномерный характер: более выражено воздействие гендера на карьеру у женщин старших возрастов безотносительно к национальности; в карьерном поведении татарок обнаруживается ориентированность в большей степени на семейно-брачные ценности, чем на карьеру; для успешных в карьере женщин значимость гендерного фактора минимальна.

5. Активизация женщин в профессиональной деятельности опосредована ухудшением материального положения домохозяйств, кризисом государственной власти, «несостоявшейся маскулинностью», связанной больше с личными качествами мужчин. Женская маскулинность – результат высокой адаптированности женщин, ориентированных на профессиональную карьеру.

6. Карьерное поведение женщин вызывает изменения в традиционных институтах (семья), социальных организациях (специфика женского менеджмента), а в конечном итоге – изменения гендерной системы российского общества.

7. Женщины-предприниматели – наиболее активная карьерная группа с выраженными маскулинными чертами, применяющая радикальные практики адаптации при одновременном совмещении семейной и профессиональной сфер (ведение бизнеса, комбинирование стилей управления, рационализация и минимизация социальных ролей, сокращение социальных связей, делегирование части задач другим лицам – коллегам, родственникам, гувернерам, пользование услугами бытовых и сервисных служб). Предпринимательство, требующее от женщин концентрации профессиональных, личностных качеств и времени, обостряет взаимоотношения в семье, меняет их брачно-репродуктивное поведение.

Неизбежная в условиях рыночной экономики структурная перестройка требует пересмотра концептуальных и методологических подходов к формированию рабочей силы, в частности женской. Речь идет о расширении сфер приложения женского труда и создании благоприятных условий для раскрытия творческого потенциала женщин именно в тех областях и сферах деятельности, где их труд наиболее эффективен. Это важно не только для формирования политики занятости женщин на перспективу, но и для решения текущих, порой весьма острых проблем их трудоустройства. Тем более что в числе безработных большинство по-прежнему составляют женщины. Так, среди обращающихся в службу занятости населения Московской области доля женщин достигает 55%, из них почти 70% - в возрасте до 40 лет.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту