рефераты по менеджменту

Снижение себестоимости продукции на ОАО "Элема"

Страница
11

Анализируя динамику технико-экономических показателей работы ОАО «Элема» за 2001–2003 годы, приведенных в таблице 2.2., нельзя сказать о стабильности состояния предприятия.

2002 год для ОАО «Элема» был достаточно удачным по сравнению с 2001 годом. Об этом свидетельствует рост следующих показателей: объема товарной продукции в сопоставимых ценах (на 31,0%), объема экспорта (на 1,3%), особенно в страны дальнего зарубежья, в результате чего предприятие получило дополнительную сумму валютных средств, выручки от реализации (на 23,9%), прибыли от реализации (на 1,5%) и средней заработной платы персонала (на 45,8%). Однако наблюдается снижение балансовой прибыли на 21,2%, несмотря на увеличение прибыли от реализации, в результате увеличения внереализационных расходов.

Показатели 2002–2003 годов свидетельствуют об ухудшении производственно-финансового состояния предприятия, причиной которому послужил спад объемов производства продукции в натуральном выражении на 1,7% — с 638 до 627 тыс. шт., и ряд других причин, прямо или косвенно повлиявших на этот спад. Такое снижение вызвано в первую очередь изменением структуры выпускаемого ассортимента в пользу продукции из более дорогостоящего сырья. Об этом свидетельствует рост себестоимости произведенной продукции как в 2002, так и в 2003 годах, соответственно, на 39,9% и на 1,1%. Себестоимость реализованной продукции также увеличилась за аналогичные периоды на 29,7% и 23,1%.

Причинами увеличения себестоимости продукции явились следующие:

– рост курса иностранных валют;

– ежегодная переоценка основных фондов;

– большое количество ремонтных работ, проводимого на предприятии с целью поддержания оборудования в работоспособном состоянии и др.

Объем товарной продукции в сопоставимых ценах также, как и в 2002 году, увеличился и в 2003 году по сравнению с соответствующим периодом прошлого года (на 0,9%). Но следует отметить, что показатели производства и реализации продукции несколько отличаются. Реализация и производство (если анализировать ассортиментный ряд) имеют ярко выраженную сезонность. Сезонность — главный фактор работы ОАО «Элема», от которого зависит длина цепочки «пошив–склад–продажа». На нее ориентируются все планы и прогнозы.

Прибыль от реализации в 2003 году составила 2855586 тыс.руб., что значительно ниже, а именно на 44,3%, чем в 2002 году. Балансовая прибыль продолжает снижаться. В 2003 году это снижение составило 46,5% и было вызвано в первую очередь тем, что таможенные пошлины и НДС за импортируемое сырье предприятие вынуждено уплачивать в день пересечения границы, а окупаются данные расходы только после реализации готовой продукции, т.е. после истечения длительного промежутка времени. Такое снижение объясняется также политикой государства в области учета валютных разниц, а также использованием 95% импортных тканей, что привело к росту внереализационных расходов.

Фонд заработной платы, а следовательно, и сама средняя заработная плата имеет тенденцию к росту. Это объясняется увеличением тарифной ставки первого разряда. Однако данные показатели в 2003 году хотя и увеличились, но не так значительно, как это произошло в 2002 году, а именно, фонд заработной платы — на 9,1%, а средняя заработная плата — на 11,1% против 48,5% и 45,8% в 2002 году. Это объясняется сокращением в 2003 году численности персонала на 1,9%.

Необходимо также отметить тот факт, что рентабельность реализованной продукции за 2001–2003 года уменьшилась с 25,7% до 9,1%, а рентабельность выпущенной продукции — с 18,5% до 10,7%. Это объясняется тем, что прибыль падает, а себестоимость растет, причем значительными темпами.

С целью улучшения производственно-финансовой работы ОАО «Элема» в дальнейшем будет проведен анализ затрат на производство и реализацию продукции.

Общая оценка показателей себестоимости продукции

Приступая к исследованию аналитических механизмов и рычагов при работе с затратами в промышленности, следует отметить, что целью изучения проблем анализа затрат в современных условиях будет установление схем, приемов и способов анализа, позволяющих современному предприятию совершать своевременные шаги по коррекции своих действий как в масштабе микроэкономики предприятия, так и в масштабе экономики страны, на международном уровне. Ориентиром в выборе адекватных аналитических структур будет принцип минимизации затрат на аналитические процедуры при максимуме результата по предприятию в целом, а именно размера прибыли. Здесь будет предпринята попытка исключить устаревшие и малоэффективные в существующих условиях способы анализа и акцентировать внимание на новых для отечественной практики и теории приемов и способов.

Внедрение действенного коммерческого расчета во все отрасли хозяйства, обеспечение лучших результатов при наименьших затратах, соблюдение строжайшего режима экономии требуют постоянного наблюдения за всеми слагаемыми производственной себестоимости, глубокого анализа затрат по статьям и элементам. При этом особенно тщательно должны анализироваться непроизводительные расходы и потери. Только повседневный контроль таких расходов и потерь, оперативный анализ факторов, их обусловивших, помогут исключить нерациональные траты живого и овеществленного труда. Поэтому анализ себестоимости на сегодняшний день является одним из наиболее актуальных способов, помогающим найти возможности повышения эффективности производства в целом и его отдельных участков.

Прежде чем принимать решение, необходимо учитывать зависимость и соотношение затрат на произведенную и реализованную продукцию, объемы реализации и прибыли, тенденции экономического развития. Одним из основных факторов формирования прибыли является себестоимость реализованной продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятия и его финансовое состояние, т.к. между размерами величины прибыли и себестоимости существует обратная функциональная зависимость.

Как известно, себестоимость реализованной продукции имеет практическое значение для определения рентабельности продаж, т.е. при росте затрат на реализованную продукцию более высокими темпами, чем выручка от реализации, рентабельность продаж снизится и, наоборот.

Себестоимость реализованной продукции не равна себестоимости произведенной. Различия в темпах роста себестоимости произведенной и реализованной продукции показывают тенденции изменения рентабельности продаж в следующем периоде, когда будет реализованы остатки готовой продукции отчетного периода. Так, если себестоимость произведенной продукции увеличилась более медленными темпами, чем реализованной, можно предположить, что в следующем периоде при прочих равных условиях рентабельность продаж повысится.

При оценке показателей себестоимости целесообразно на производственную и реализованную продукцию с изменением выручки от реализации (таблица 2.3).

Таблица 2.3 - Анализ динамики выручки от реализации и себестоимости выпущенной и реализованной продукции, млн.руб.

Показатель

2001г

2002г

2003г

Отклонение,

% 2002г от

2001г

Отклонение,

% 2003г от

2002г

Выручка от реа-

лизации продукции,

товаров, работ (за

минусом налога на добав-

ленную стоимость и анало-

гичных обязательных пла-

тежей

25741,9

35556,5

34033,3

+ 38,13

- 4,28

Себестоимость реалии-

зованной продукции

19107

24711

30360

+ 29,33

+ 22,86

Себестоимость произ-

веденной продукции

21716,9

30392,6

30743,1

+ 39,95

+ 1,15

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту