рефераты по менеджменту

Синергия организации

Страница
4

Неформальное образование, в свою очередь, делится на стихийное и направленное. Стихийное образование - познание на личностном или коллективном опыте и выработка ценностных ориентиров, которые становятся элементом этики и в качестве поведенческих установок реализуются в адаптивном поведении. Направленное образование - ответная реакция социума, собственно адаптационный механизм в чистом виде, когда группа индивидов предпринимает осознанные действия, направленные на изменение существующих этических норм, стереотипов природопользования, уровня грамотности и т.п. Сюда относятся частные инициативы, акции общественных организаций, негосударственные образовательные структуры, занимающиеся образованием в обычном понимании этого явления, но помимо официальных программ. Уровень, размах и содержание направленного неформального образования - индикаторные показатели направленности адаптивного поведения социума Неформальное образование в большей степени, чем формальное, ориентировано на локальные социоэкосистемы.

Формальное образование - механизм, работающий на уровне макросоциумов, который поддерживает наследственность в масштабах социосферы. В силу этого формальное образование объединяет локальные социумы в единую систему и способствует стиранию между ними различий, обусловленных особенностями вмещающих экосистем. Противостоит процессу делокализации социумов неформальное, главным образом стихийное, образование Формальное образование - это жесткая система, которая производит стандартизацию индивидов в интересах макросоциума. Это усиливает ориентацию формального образования на макроуровень и снижает разнообразие психотипов в социуме, что способствует сужению диапазона реакций социума на изменившиеся условия среды, то есть в конечном итоге снижает его адаптивные способности. Однако именно формальное образование вместе с неформальным направленным является основным адаптивным механизмом, формирующим видовое самоосознание (мировоззренческое свойство индивидуума или социума, характеризующее его как субъект эволюции), что способствует изменению направления в развитии социума с преимущественно адаптирующего на преимущественно адаптационное. Следующий механизм адаптивного поведения социума - наука. Она выполняет в социуме функции научения и изменчивости, осуществляя прогноз, то есть перспективное самоосознание социума на основе нового и ретроспективного объективизированного знания. Кроме нее, из перечисленных выше механизмов такую функцию выполняет только неформальное стихийное образование, которое в этом случае ориентируется на локальные социумы. Отличительной же особенностью науки является формирование видового самоосознания, которое, кроме того, реализуется через формальное и неформальное направленное образование.

Закон самосохранения организации

Как уже говорилось, система - это совокупность взаимодействующих между собой и с внешним миром (если система не изолирована) элементов. Бизнес-система, например, это взаимодействие персонала компании, информации, техники, материалов, каналов связи между собой и с внешними агентами: покупателями, поставщиками, властями, акционерами и т.д.

Первым - слабым - допущением является то, что при взаимодействии возникает "трение", неконтролируемая потеря "энергии" системы, вызванная принципиальной невозможностью точно предсказать поведение элементов. "Внутренне трение" возникает при взаимодействии элементов системы между собой, "внешнее трение" - при взаимодействии элементов системы с внешней средой. В этих терминах управление сводится к действиям по снижению "трения". Так, например, маркетинг как элемент управления направлен на снижение "внешнего трения", корпоративные информационные системы – на снижение неопределенности при передаче и обработке информации, и т.д.

Вся совокупность инструментов, которые помогают снизить внутреннее и внешнее "трение", и является системой управления. К тому же понятно, что эти инструменты управления вынуждены, как минимум, уживаться и, как максимум, взаимодействовать между собой. А совокупность взаимодействующих элементов - система по определению, в данном случае - система управления. Вывод: необходимость управления одной системой порождает другую систему.

Вторым - сильным - допущением теории является то, что "рождение" системы происходит не постепенно, а одномоментно. В некоторый момент к набору инструментов управления добавляется еще один, пусть даже самый незначительный и .превышена критическая масса, набор инструментов управления становится системой, сущностью, в некотором смысле - самостоятельным организмом.

Где тот параметр, и каково его критическое значение, при преодолении которого происходит рождение системы? В основе одного из возможных направлений поиска лежит следующая гипотеза: Любая система, стремясь к самосохранению, поочередно использует три стратегии преодоления разрушающего ее "трения".

1. Стратегия экстенсивного самосохранения, поддержание самой себя через увеличение собственных размеров. Банально, но когда ты маленький, отношение площади поверхности к объему велико, и почти вся неопределенность возникает на границах системы с внешней средой. Именно поэтому компании в предпринимательской фазе концентрируют свои усилия на "попадание в ожидания рынка". С увеличением линейных размеров системы отношение площади поверхности к объему уменьшается -уменьшается зависимость от внешних источников неопределенности.

2. Стратегия самоукрепления. Как только компания начинает самонадеянно думать, что решила проблему внешних взаимодействий, количество внутренних взаимодействующих элементов становится настолько велико, что управление (пока еще не система!) дает крен в сторону внутренних проблем. Симптомы: как только компания полностью и качественно выстраивает все необходимые внутренние функции, наблюдается резкий спад экономической эффективности.

3. Стратегия самовоспроизводства. Система вынуждена приходить к балансу между вниманием к внешней среде и уменьшением внутреннего трения. Инструменты и практики управления становятся достаточно полными для рождения системы управления. В этот момент руководители компаний берут на флаг лозунг: эффективность компании полностью определяется эффективностью ее системы управления. Происходит по истине мистическая вещь: изначальная система подменяется своей системой управления; точнее меняются приоритеты между ними. Управление из вспомогательного инструмента становится главным действующим лицом, субъектом. То есть на некотором этапе единственным способом самосохранения системы является передача субъектных прав собственной системе управления. Все как в биологии: родители воспроизводят себя в детях, но не буквально (не почкованием), а через генетический код. Индивидуальное самосохранение (в силу его тщетности как такового) приносится в жертву родовому, информационному самосохранению.

Чтобы сохранить себя, современная организация должна быть готова к восприятию непрерывных изменений, поэтому руководство при построении и управлении организацией должно встроить в нее эту восприимчивость. Осознание данного процесса привело к созданию концепции организационного развития, которая тесно связана с законом самосохранения.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту