1. Введение
Цель курсовой работы заключается в систематизации, углублении и закреплении знаний по теоретическим основам системы планирования и создания нового изделия и приобретении практических навыков построения, расчета сетевых графиков, изучении организационно-экономических вопросов технической подготовки производства нового изделия.
Современная мирохозяйственная система характеризуется необходимостью постоянного роста продуктивности в условиях ограниченности первичных ресурсов. Поэтому в этой системе постоянно осуществляется перестройка составляющих ее компонентов и связей между ними с целью повышения эффективности использования ресурсов. Это достигается за счет непрекращающейся НИОКР и инновационной деятельности в различных секторах и на различных структурных уровнях экономики стран, регионов и всего мирового хозяйства в целом.
НИОКР - научно-исследовательские опытно конструкторские работы. Т.е. это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение движения по жизненному циклу продукции от возникновения идеи до организации производственного процесса по изготовлению продукции.
В цивилизованной рыночной экономике, когда отсутствует дефицит товаров (утюги) и цены на эти товары регулируются лишь механизмом спроса и предложений, рост прибыли достигается снижением себестоимости товаров и повышением их качества. Необходимость снижать себестоимость и повышать качество побуждает предприятие внедрять новую технику и прогрессивную технологию, осваивать выпуск новых изделий.
Если в результате маркетинговых исследований выявлены потребности общества в новой продукции, то можно говорить о первом предпроизводственном этапе жизненного цикла изделия – этапе зарождения идеи, подготовки и разработки нового товара на рынке.
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы охватывают все процессы научной деятельности – от зарождения идеи до воплощения ее в виде новых теоретических положений, новых средств и предметов труда, технологических процессов, методов организации производства.
По характеру получаемого результата НИОКР подразделяются на фундаментальные, поисковые, прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки. Опытно-конструкторские разработки предполагают конкретное конструктивно-технологическое воплощение результатов прикладных исследований, отработку и внедрение их в производство.
Окончание НИОКР чаще всего связано с изучением результатов, патентными исследованиями по отечественным и зарубежным изобретениям, возможностью приобрести необходимые лицензии.
Технологическая подготовка производства является продолжением конструкторской стадии. Ее цель – разработка методов изготовления спроектированной продукции. Качество технологической подготовки предопределяется минимизацией трудовых и материальных затрат на осуществление технологических процессов, изготовление и сборку изделия.
Практика показывает важность и значимость этапов технической подготовки производства. Известно, например, что доля затрат на НИР и ОКР составляет максимум 10% от всех суммарных затрат за жизненный цикл изделия. Но степень воздействия этих стадий на уровень суммарных затрат максимальная. Ошибка "ценой" в 1%, допущенная при проведении НИР, вызывает лавинообразное нарастание потерь – примерно 10% в ОКР, 100% - в производстве и 1000% – в эксплуатации.
Формирование перечня работ по программе
|
Изделие |
Программа |
|
16. Утюг |
НИР |
| № | Наименование работ | Код работы |
| Программа НИР | ||
| 1. |
Обоснование направления исследований |
1-2 |
| 2. |
Изучение реферативной литературы |
2-3 |
| 3. |
Анализ существующих методов решения поставленной задачи |
2-4 |
| 4. |
Технико-экономическое обоснование необходимости проведения НИР |
3-5 |
| 5. |
Составление сметы затрат на НИР |
5-7 |
| (5) |
Теоретическое обоснование необходимости НИР |
4-5 |
| 6. |
Утверждение календарного плана НИР |
5-6 |
| 7. |
Отбор лучших идей |
6-10 |
| 8. |
Ранжировка составных элементов идей |
10-11 |
| 9. |
Проведение мозгового штурма проблемы у сбытовиков |
7-8 |
| 10. |
Исследование результатов мозгового штурма проблемы у потребителей |
7-9 |
| 11. |
Сбор исходной статистической информации |
9-14 |
| 12. |
Статистическая обработка исходной информации |
8-14 |
| 13. |
Выдвижение научной гипотезы |
14-17 |
| 14. |
Первичная апробация научной гипотезы |
14-16 |
| 15. |
Разработка замысла нового товара |
11-13 |
| 16. |
Апробация замысла нового товара |
11-12 |
| 17. |
Отбор лучших замыслов нового товара |
13-15 |
| 18. |
Утверждение замысла как базового варианта нового изделия |
12-15 |
| 19. |
Проведение научных расчетов и обоснований | 17-18 |
| 20. |
Уточнение научных расчетов и обоснований | 16-18 |
| (21,1) |
Итоги расчетов | 18-19 |
| (21,2) |
Анализ по новому товару | 15-19 |
| 21. |
Корректировка содержания проводимых работ по НИР | 19-20 |
| 22. |
Осуществление обратной связи с заказчиком НИР | 20-21 |
| 23. |
Учет результатов обратной связи с заказчиком НИР в проведении научных исследований | 20-22 |
| 24. |
Апробация результатов НИР в научной печати | 22-23 |
| (24) |
Подготовка отчета | 21-23 |
| 25. |
Оформление результатов НИР в виде научного отчета | 23-24 |