рефераты по менеджменту

Проблема организации справочно-библиографического обслуживания

Страница
3

Особую группу составляют сайты, пригодные для готовых справок (ready reference). Такие сайты хорошо организованы, снабжены системой ссылок на известные справочные источники, традиционно используемые для выполнения готовых справок (энциклопедии, словари, справочники, сборники цитат, адресно-справочные материалы), например World Factbook, Britannica online и др. В целом в качестве потенциальных источников информации могут рассматриваться любые электронные издания, представленные в Интернет. Эффективность их использования в СБО доказана результатами ряда исследований [5, с. 3-6].

В настоящее время специалисты идентифицируют девять видов тематических запросов, при выполнении которых целесообразность обращения к ресурсам Интернет подтверждена практикой: текущие события, юбилейные даты, "горячие темы"; бизнес; правительственная и правовая информация; популярная культура: информация о кино, телевидении, литературных бестселлерах, популярной музыке, выставках; информация о спорте; статистика по Интернет, списки Интернет-провайдеров, бесплатное программное обеспечение, обучающие программы; информация адресно-справочного характера; туристическая информация; медицинская информация просветительско-популярного характера [7, с. 69-70].

Все это делает проблему формирования и рационального использования онлайнового СБФ весьма актуальной для библиотекарей.

Рассмотрим эту проблему более подробно.

Важно определиться, что понимается под онлайновым СБФ , каковы его функции, структура и составные элементы. Являясь составной частью совокупного СБФ библиотеки, онлайновый СБФ представляет собой особую группу электронных удаленных источников информации, собранных и систематизированных в зависимости от потребностей пользователей, доступ к которым осуществляется в целях предоставления пользователям библиографической, фактографической и полнотекстовой информации. Доказано [13, с. 124-125], что онлайновое обслуживание пользователей стало одной из форм "классического" СБО и, естественно, многие функции, в том числе и формирование источниковой базы обслуживания, трансформируясь под влиянием внедрения информационных технологий, остаются в структуре деятельности .

Долгие годы существовала модель распределения функций, характерная для структуры библиотеки с четким разделением (даже некоторым противопоставлением) функций "хранение" - "предоставление доступа". В настоящее время функция доступа стала приоритетной. Резко возрастает количество удаленных электронных ресурсов, которые могут быть использованы в СБО, их составляющая в СБФ также увеличивается, что ведет к перераспределению функциональной нагрузки между подразделениями.

В таблице показано распределение функциональной ответственности между подразделениями библиотеки при формировании как традиционного, так и онлайнового СБФ. (см. Приложение)

Прежде чем приступить к анализу перечисленных выше этапов формирования онлайновой ресурсной базы СБО, отметим, что проблемы, возникающие на всех этапах технологического цикла, обусловлены сущностными особенностями электронных ресурсов [8, с. 89]. Это - динамичность ресурсов, определяемая их постоянной актуализацией; виртуальность, определяемая возможностями телекоммуникационного пространства; разнообразие видовой структуры информационных массивов справочного характера (от БД до электронных справочников, энциклопедий, словарей); неравнозначность по объему, надежности и достоверности; нередко эксклюзивный характер отдельных ресурсов, не имеющих печатных и других электронных эквивалентов.

Первым этапом формирования онлайнового СБФ является идентификация ресурсов, т.е. определение их физического наличия и местоположения в информационном пространстве. Существуют три основных "барьера", затрудняющих проведение данного этапа. Во-первых, как правило, идентификация затрудняется количеством информационных ресурсов. Во-вторых, достаточно привычным стало существование ресурсов одинакового содержания, представленных в разных форматах и под различным программным обеспечением. И в-третьих, ограниченный срок существования некоторых групп ресурсов также создает определенные трудности. Успех идентификации определяется последовательностью и регулярностью мониторинга информационного пространства. Это требует специальных навыков персонала, его подготовки или переподготовки. Безусловно, оптимизация деятельности невозможна без выделения дополнительного штата.

Если на этапе идентификации традиционных изданий, электронных изданий на CD-ROM или DVD-ROM используется зарекомендовавшая себя система оповещения о вышедших или планируемых к выходу изданий (системы "Books in Print", печатные каталоги книготорговых фирм, БД книгоиздательств, сайты ведущих издательств и книготорговых фирм), то при идентификации онлайновых ресурсов зачастую приходится полагаться на опыт специалистов справочных отделов.

Весьма показателен в плане изменений этап оценки и отбора уже идентифицированных ресурсов справочного характера. Основным принципом комплектования документальных фондов всегда был отбор литературы, обусловливающий качество фонда и его информационную емкость. Это может быть полностью отнесено и к сфере формирования онлайновой ресурсной базы.

В целом процесс отбора любых электронных ресурсов значительно отличается от отбора традиционных ресурсов и требует выработки системы специальных процедур [10, с. 54-56]. Более высокие требования, предъявляемые к отбору онлайновых ресурсов, обусловили необходимость проведения их тщательного анализа. В каждой конкретной библиотеке могут применяться свои критерии оценки, определяемые целями обслуживания, типологической принадлежностью библиотеки, видом информационного ресурса, а также рядом других особенностей. Основным же моментом является то, что отбор производится в соответствии с политикой развития фондов, которая проводится каждой библиотекой достаточно индивидуально. Применительно к нашей отечественной практике отбор онлайновых ресурсов определяется профилем комплектования фондов, в нашем случае профилем комплектования СБФ.

Вместе с тем существует комплекс общепринятых критериев оценки и отбора онлайновых ресурсов, которые нельзя не упомянуть. Среди них основными являются критерии качества ресурсов (имеется в виду их содержание, языковая принадлежность, страна-производитель), технологически обусловленные критерии (наличие браузеров, возможности сохранения результатов поиска, время ответа, обновляемость, наличие обучающих программ для пользователей), бюджетно-стоимостные критерии (вариабельность в ценовой политике производителей или распространителей, возможности финансирования библиотекой закупки ресурса, соответствующего оборудования и программного обеспечения) [19, с. 38-40]. Дополнительными, но чрезвычайно важными считаются лицензионные и организационные критерии. Критерии отбора эволюционизируют, что в свою очередь предъявляет высокие требования к персоналу, осуществляющему оценку и отбор документов.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту