рефераты по менеджменту

Организационные структуры

Страница
8

3. Непрерывный процесс производства. Непрерывный процесс производства предполагает механизацию рабочего потока в целом и представляет собой наиболее сложную форму производственной технологии. Непрерывный процесс производства не имеет ни начала, ни конца, человек-оператор не является частью производства как такового, поскольку всю работу делают машины. Операторы управляют процессом, контролируют его параметры, ремонтируют оборудование. Технология непрерывного производства применяется, например, на химических и нефтеперерабатывающих заводах, атомных электростанциях.

Различия технологий производства обуславливаются их технической сложностью, или степенью вовлеченности в производственный процесс техники и оборудования с целью исключения из него людей. Задействованные в сложных технологиях сотрудники заняты прежде всего наблюдением за работой оборудования.

Для технологий массового производства характерны высокие степени формализации и централизации, а для непрерывных производственных процессов – низкие. В отличие от мелкосерийного и непрерывного производства стандартизированное массовое производство требует централизованного принятия решений и четко сформулированных правил и процедур. С повышением сложности технологии возрастает значение административного управления и повышается роль вспомогательного персонала. Чем менее однородным является производственный процесс, тем более тщательным должен быть контроль. Высокая сложность технического оборудования обуславливает возрастание значения вспомогательного труда, поэтому для массового производства характерно высокое соотношение вспомогательного и прямого труда. Массовое производство отличается наибольшей нормой контроля менеджеров первой линии. При мелкосерийном и непрерывном производстве на одного менеджера первой линии приходится меньшее число подчиненных, поскольку за ними требуется более пристальное наблюдение. В целом, фирмы с мелкосерийным и непрерывным производством имеют органическую структуру, а компании с массовым производством – механистическую. Взаимосвязи структур и технологий оказывают прямое влияние на результаты деятельности организации.

ГИБКОЕ ПРОИЗВОДСТВО. Самая современная технология производства, так называемое гибкое производство, основывается на использовании для автоматизации и интеграции компонентов рабочего потока (роботы, машины, разработка товаров и инженерный анализ) компьютерной техники. Считывание штриховых кодов комплектующих позволяет оборудованию по мере прохождения различных деталей вдоль линии автоматизированной конвейерной сборки мгновенно переключаться на новые установки. Гибкое производство характеризуется высшей степенью сложности. В структурах, связанных с гибкой технологией, прослеживается тенденция к появлению новых правил, децентрализации и уменьшению доли администраторов в общей численности сотрудников, личным горизонтальным коммуникациям и ориентированному на команды органическому подходу.

ТЕХНОЛОГИИ УСЛУГ. Значение организаций сферы услуг постоянно возрастает. Технологии сервиса имеют следующую специфику:

1. Неосязаемость выпуска. Результаты деятельности компании из сферы услуг неосязаемы. Услуги не вещественны и, в отличие от материальных благ, несохраняемы, они либо потребляются в момент оказания, либо безвозвратно утрачиваются.

2. Непосредственный контакт с потребителями. Оказание и получение услуг предполагает непосредственное взаимодействие сотрудника фирмы и клиента. Предоставление и потребление услуги происходят одновременно. В производственной фирме технические работники отделены от заказчиков и не вступают в прямые контакты.

К организациям сферы услуг относятся консультационные компании, юридические фирмы, брокерские дома, авиалинии, гостиницы, рекламные агентства, фирмы по связям с общественностью, парки отдыха и образовательные организации. Оказанием услуг также занимаются подразделения крупных корпораций и фирмы-производители. Структура и цели каждого из отделов компании должны соответствовать не технологиям машиностроительного производства, а технологии предоставления услуг. Таким образом, технологии услуг используются не только в сервисных организациях, но и в обслуживающих основное производство отделах производственных компаний.

Одна из отличительных черт технологии обслуживания, непосредственно влияющих на структуру организации, - необходимость тесных взаимодействий работника и потребителя. Сервисные фирмы, как правило, имеют органическую структуру, процесс принятия решений в них децентрализован, рабочие отношения носят во многом неформальный характер. Они отличаются высокой степенью горизонтальных коммуникаций, так как обслуживание клиентов и решение проблем требуют общего использования информации и ресурсов. Сервисные точки рассредоточены, следовательно, каждая бизнес-единица относительно невелика и располагается в непосредственной близости к основным потребителям. Например, крупные банки, гостиницы, кафе быстрого питания и медицинские центры имеют свои филиалы в различных регионах.

Как правило, сервисные фирмы стремятся к органичности и децентрализации, но в некоторых из них приняты жесткие правила и процедуры обслуживания потребителей. Стандартизация услуг позволяет добиться высокой эффективности механистической централизованной структуры.

V. ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ОТДЕЛОВ.

Структура организации во многом определяется взаимозависимостью ее отделов, под которой понимается степень их подчиненности друг другу в смысле необходимых для выполнения поставленных задач ресурсов или материалов. Слабая взаимозависимость означает, что отделы выполняют рабочие задания автономно и не испытывают настоятельных потребностей в координации или обмене материалами. При сильной взаимозависимости отделы должны постоянно обмениваться информацией и ресурсами. На рис.6 представлены различные формы взаимозависимостей.

КАРТЕЛЬНАЯ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ. Картельная взаимозависимость предполагает, что, являясь частью организации и внося свой вклад в производство совместного продукта, каждый из отделов (подразделений) обладает относительной независимостью, так как они выполняют непересекающиеся задачи. Пример – деятельность региональных отделений банков, черпающих финансовые ресурсы из общего источника, но не взаимодействующих друг с другом.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНАЯ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ. При последовательной взаимозависимости результат работы одного отдела (подразделения) становится отправной точкой для другого. Примером последовательной зависимости является технология сборочного конвейера в автомобильной промышленности. Данная взаимозависимость является более тесной, чем картельная, так как отделы обмениваются данными друг с другом и существенно зависят один от другого.

Форма зависимости

Элементы адекватной координации

1. Картельная (банк)

Клиенты

ü Командная цепочка

ü Стандартные процедуры

ü Правила и инструкции

2. Последовательная

(сборочная линия)

Клиент

ü Планы и графики

ü Регулярные собрания

ü Взаимосвязанные роли

3. Обоюдная (больница)

Клиент  

ü Внеплановые собрания

ü Команды

ü Специальные группы

ü Менеджер проекта

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту