рефераты по менеджменту

Организация как социальная система

Страница
3

Социально-экономическая организация характеризуется нали­чием социальных и экономических связей между работниками. К социальным связям относятся: межличностные, бытовые отно­шения; отношения по уровням управления, отношения к человеку общественных организаций. К экономическим связям относятся: материальное стимулирование и ответственность, прожиточный уровень, льготы и привилегии. Соотношение этих связей играет решающую роль при создании или диагностике состояния органи­зации.

Социальные организации объединяют деятельность людей в обществе. Взаимодействие людей через социализацию создает условия и предпосылки для совершенствования общественных и производственных отношений.

Категории системного подхода. Принципы и закономерности организации как социальной системы

Прежде чем определить принципы и закономерности организации как социальной системы, необходимо выявить содержание основных категорий системного подхода.

Элемент.

Это предел членения системы с точки зрения аспекта рассмотрения системы, решения конкретной задачи, по­ставленной цели. Систему можно расчленять на элементы различными способами в зависимости от формулировки задачи, цели и се уточнения в процессе системного анализа.

Компоненты и подсистемы.

Иногда термин элемент используют в более широком смысле, даже в тех случаях, когда система не может быть расчленена сразу на составляющие, являющиеся пределом ее членения. Однако при многоуровневом членении системы лучше использовать другие термины, предусмотренные в теории систем: сложные системы принято вначале делить на подсистемы, а если последние также сразу трудно разделить на элементы, то составляющие промежуточных уровней (если неизвестен их харрактср) называют компонентами системы.

Связь.

Понятие связь входит в любое определение системы и обеспечивает возникно­вение и сохранение целостных ее свойств. Это понятие одновременно характеризует и строение (статику), и функционирование (динамику) системы. Связь определяют как ограничение степени свободы элементов. Действительно, элементы, вступая в связь друг с другом, утрачивают часть своих свойств, которыми они потенциально обладали в свободном состоянии.

Цель.

Понятие цель и связанные с ним понятия целесообразности, целенаправлен­ности лежат в основе развития системы. Цель - заранее мыслимый результат сознательной деятельности человека («заранее мыслимый», - но все же «результат», воплощение замысла).

Структуры, их виды и формы представления.

Система может быть представлена простым перечислением элемен­тов или «черным ящиком» (моделью «вход-выход»). Однако чаще при исследовании объ­екта такого отображения недостаточно, так как требуется выяснить, что собой представ­ляет объект, что в нем обеспечивает выполнение поставленной цели. В этих случаях сис­тему отображают путем расчленения на подсистемы, компоненты, элементы с взаимосвя­зями, которые могут носить различный характер, и вводят понятие структуры. Структура (от латинского «structure», означающего строение, расположение, поря­док) отражает определенные взаимосвязи, взаиморасположение составных частей системы, ее устройство (строение). При этом в сложных системах структура отража­ет не вес элементы и связи между ними (в этом предельном случае, когда пытаются при­менить понятие структуры к простым, полностью детерминированным объектам, понятия системы и структуры практически совпадают), а лишь наиболее существенные компонен­ты и связи, которые мало меняются при текущем функционировании системы и обеспе­чивают существование системы и ее основных свойств. Иными словами, структура харак­теризует организованность системы, устойчивую упорядоченность ее элементов и связей. Структурные связи обладают относительной независимостью от элементов и могут выступать как инвариант при переходе от одной системы к другой, перенося закономер­ности, выявленные и отраженные в структуре одной из них, на другие.

При отображении сложных систем основная проблема состоит в том, чтобы найти компромисс между простотой описания, позволяющей составить целостное представле­ние об исследуемом или проектируемом объекте, и детализацией описания, позволяющей отразить многочисленные особенности конкретного объекта. Один из путей решения этой проблемы - задание системы семейством моделей, каждая из которых описывает по­ведение системы с точки зрения соответствующего уровня абстрагирования. Для каждого уровня существуют характерные особенности, законы и принципы, с помощью которых описывается поведение системы на этом уровне.

Таким образом: начальные понятия системного подхода и системного анализа явля­ются достаточно общими и уточняются по мере проведения исследований и в зависимо­сти от объекта исследования. Сам системный анализ как обобщенный метод исследования возник в ответ на требования практики, поставившей нас перед необходимостью изучать и проектировать сложные и разнообразные системы (отражающие объекты реального мира), управлять ими в условиях неполноты информации, ограниченности ресурсов, дефицита времени.

Однако необходимо признать, что существующие сегодня модели описания организации неудовлетворительны, поскольку в них не учтена социальная компонента.

Да и процессный, и системный подходы к управлению организацией предусматривают, что организация состоит из людей. Например, в процессном подходе каждый процесс управления содержит в себе социальный аспект. Однако люди, составляющие организацию, рассматриваются как необходимые атрибуты или ресурсы процессов. В итоге при разработке концепции управления организацией социальная компонента организации явно рассматривается либо учитывается только в рамках процесса мотивации. На мой взгляд, это приводит к искажению общей модели управления.

В системном/ситуационном подходе социальная компонента выражена лучше в виде подсистемы «люди», включающей такие элементы, как:

1. поведение отдельных людей;

2. поведение людей в группах;

3. характер поведения руководителя;

4. функционирование менеджера в роли лидера и его влияние, которые выражаются через способности, потребности, ожидания, восприятие, точку зрения, ценности, лидерство[4].

Однако границы подсистем «люди» и, например, «цели» вызывают сомнение. Очевидно, что цели организации находятся в тесной связи с ценностями, потребностями и ожиданиями конкретных членов организации, в результате чего границы между этими двумя подсистемами в действительности оказываются условными.

Неформализуемость социальной компоненты приводит к тому, что ею просто пренебрегают в остальных подсистемах. Взаимосвязи подсистемы «люди» с остальными становятся пренебрежимо малыми: выделение социальных факторов в отдельную подсистему создает иллюзию «очистки» всех остальных подсистем от их влияния. В результате учет социальной компоненты полностью отдается на откуп исследователю в соответствии с его личными представлениями и системой ценностей.

В итоге люди отождествляются с какими-то механизмами, обеспечивающими функционирование организации. Робкий отказ от такого восприятия породил термин «человеческий фактор», призванный отражать отклонение поведения людей от стандартизированных норм.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту