рефераты по менеджменту

Организация технологии работы магазина

Страница
4

Кафетерии организуют в крупных универмагах, универса­мах и специализированных магазинах. Их размещают вне зо­ны самообслуживания и оснащают холодильным оборудовани­ем, кофеваркой, оборудованием для продажи соков, кафетерийной стойкой, специальными обеденными столами и другим обо­рудованием. В них продают кофе, чай, молочные коктейли, бу­терброды, кондитерские изделия и т. д.

Кроме перечисленных дополнительных услуг в магазинах мо­гут оказываться и другие, удобные для покупателей услуги. Например, в универмагах рекомендовано предоставлять и та­кие услуги, как: комплектование праздничных наборов из имею­щихся товаров; продажа цветов, периодических изданий, лекар­ственных средств и др.; в продовольственных магазинах прием стеклопосуды на дому у населения; консультации покупателей по домашнему консервированию продуктов; организация отделов обслуживания инвалидов, престарелых и многодетных семей (с доставкой товаров на дом).

Широкий набор торговых услуг, оказываемых населению, по­зволяет привлечь в магазин большее количество покупателей и увеличить получаемые доходы.

Общая организационно-экономическая характеристика универсама

Понятие розничного товарооборота

Под розничным товарооборотом понимают передачу това­ров конечным потребителям. На этом процесс обращения то­вара завершается – он поступает в сферу потребления.

Как экономический показатель розничный товарооборот отражает объем товарной массы (в денежном выражении), пере­ходящей в сферу личного потребления, и характеризует, с од­ной стороны, денежную выручку торговли, с другой – сумму расходов населения на покупку товаров. Динамика розничного товарооборота отражает пропорции между производством и потреблением, потребности предприятий в материальных и трудовых ресурсах, развитие торговой сети.

Согласно Инструкции Госкомстата Российской Федерации1 розничным товарооборотом является продажа товаров населе­нию; кроме того, в розничный товарооборот включается про­дажа товаров организациям, учреждениям и предприятиям для обслуживаемых ими контингентов населения.

Розничный товарооборот как статистический показатель отражает объем продажи товаров населению через все каналы реализации: в официально учтенных предприятиях, на веще­вых, смешанных и продуктовых рынках.

Объем розничного товарооборота во многом характеризует состояние национальной экономики, отражая положение дел в промышленности и сельском хозяйстве, инфляционные про­цессы, изменение благосостояния населения, конъюнктуру и емкость внутреннего рынка.

Показатель розничного товарооборота (как и оптового) имеет количественную и качественную характеристики.

Количественная характеристика товарооборота – объем ре­ализации в денежном исчислении, качественная – структура товарооборота. Структура (или ассортиментный состав) това­рооборота – это доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации.

Состав розничного товарооборота классифицируют по ви­дам продаж:

• выручка от продаж продовольственных и непродовольст­венных товаров в магазинах, палатках, автоматах, развозной и разносной торговле;

• товарооборот предприятий общественного питания, состо­ящий из оборота по продаже продукции собственного произ­водства и покупных товаров, включая наценку;

• выручка от реализации медикаментов в аптеках;

• выручка от реализации книг, газет, журналов, в том числе и по подписке, и др.

Необходимо четко разграничить понятия "состав" и "вели­чина" товарооборота: состав товарооборота складывается из раз­личных видов продаж, а величина – из сумм торговой выруч­ки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам).

Структура товарооборота

Товарная структура розничного товарооборота включает в себя продовольственные и непродовольственные товары, ко­торые разделены на ассортиментные группы и подгруппы. При дальнейшей детализации рассматривают виды, сорта, модели, размеры товаров.

Структура продовольственных товаров состоит из следую­щих ассортиментных групп:

мясо и мясопродукты;

рыба и рыбопродукты;

жиры;

молоко и молочные продукты;

яйца;

сахар;

кондитерские изделия;

чай;

соль;

хлеб и хлебобулочные изделия;

мука, крупа и макаронные изделия;

картофель;

овощи;

плоды, фрукты, ягоды, арбузы и дыни;

другие продовольственные товары;

сопутствующие товары.

Система показателей товарооборота

К показателям, характеризующим товарооборот торгового предприятия, относятся:

- объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих ценах;

- объем товарооборота в стоимостном выражении в сопоста­вимых ценах;

- ассортиментная структура товарооборота по отдельным груп­пам товаров (руб., проценты);

- однодневный объем товарооборота (руб.);

- объем товарооборота в расчете на одного работника, в том числе работника торговой группы;

- объем товарооборота на 1 м2 общей площади, в том числе торговой площади;

- время обращения товаров, дни оборота;

- скорость товарооборота, число оборотов.

Анализ товарооборота

Задачи анализа товарооборота:

- изучение динамики показателя;

- анализ и оценка ассортиментной структуры;

- определение и оценка факторов, влияющих на объем и струк­туру товарооборота;

- анализ товарооборачиваемости.

Методы анализа:

- построение динамических рядов;

- использование относительных и средних величин;

- сравнение;

- индексный метод;

- построение трендовых и регрессионных моделей динамики;

- цепная подстановка;

- балансовая увязка показателей;

- построение графиков и др.

Анализ товарооборота начинают с определения его объема (в стоимостном выражении или в натуральных показателях) за исследуемый период. Полученные данные (отчетные) сравни­вают с плановыми показателями и с показателями (базисны­ми) соответствующих предшествующих временных интервалов (декада, месяц, квартал, полугодие, год). Подобные сопостав­ления позволяют оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии развития.

В процессе анализа динамики товарооборота используют систему индексов:

индекс физического объема товарооборота (Iф);

индекс товарооборота в фактически действовавших (теку­щих) ценах (Iт);

индекс цен (Iц).

Индекс физического объема товарооборота характеризует вли­яние изменения количества и структуры реализованных това­ров на динамику показателя.

Индекс рассчитывают по формуле:

где р0 – цена i-го товара в базисном периоде;

р1, – цена i-го товара в отчетном периоде;

q0 – количество i-го товара, реализованного в отчетном периоде;

q1 – количество i-го товара, реализованного в базисном периоде;

i – вид товара;

п – число видов товаров.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту