рефераты по менеджменту

Особенности национального бизнеса

Страница
3

Теперь представьте себе человека, жившего в окружении всех только что перечисленных вещей, который вдруг попал в шикарный западный супермаркет, где не счесть сортов сыра, шампанского. Где все продавцы улыбаются и буквально рады тебе помочь сделать покупку. Где нет очередей и талонов, где действует принцип самообслуживания, а не прилавочной торговли, как у нас в стране. Представили? Как вы думаете, что бы он стал делать? Мне кажется, что у него сперва бы увеличились в диаметре глаза, а потом бы он стал лихорадочно бегать от одного прилавка к другому, хватая нужные и ненужные ему вещи. Главное – это иметь, а не пользоваться. Причем его интересовали бы прежде всего материальные ценности, а не созданные получения для эстетического удовольствия. Примерно так я представляю себе появление первых российских “предпринимателей” на Западе. Причем данное поведение было свойственно почти всем советским гражданам, которые впервые попадали за границу. Это очень удивляло иностранцев, и они начинали судить о России, как о стране варваров. Естественно, падал завоеванный с таким трудом престиж России, как великой державы.

Всё только что сказанное объясняет одну особенность российского бизнеса: у наших бизнесменов нет чувства меры. Если у него появляются деньги, которые он может потратить на приобретение какой-либо вещи, то он покупает самую “крутую”, со всеми “наворотами”, чтобы ни у кого другого такой не было. Причем он даже иногда не знаем, зачем ему нужна такая сложная вещь для исполнения довольно простых операций. Это ярко выражается на примере покупки машин сегодняшними бизнесменами: одно время у нас было просто повальное увлечение “Мерседесами”, “BMW, “джипами” и прочими очень дорогими машинами. Хотя большинство наших дорог не приспособлены для движения на больших скоростях, на которых проявляются лучшие качества этих машин. Это также проявляется в покупке дорогой аудиотехники и видео техники. Те, у кого есть деньги, покупают такую аудиотехнику, чтобы она была самой дорогой, сложной и с “очень хорошим качеством звука”, хотя они будут слушать на ней кассеты, которые не отвечаю требованиям данной аппаратуры. К продуктам питания у нас тоже своеобразное отношение: всего, сразу и помногу. Правильно говорил М. Задорнов в одном из своих фельетонов, когда описывал приход в ресторан одного из наших “новых русских”. Если есть икру, то из большой банки и ложкой. Если пить хорошее шампанское, то сразу бутылками. И так далее.

Другой врожденной особенностью нашего национального бизнеса является неуважение к ранее достигнутым договорённостям. Если в цивилизованных странах бизнесмен дорожит своим словом и знает, что нарушение слова приведет к потере доверия и репутации, то в нашей стране пытаются обмануть друг друга, если есть возможность этого. Поэтому у нас сейчас большинство сделок делается по предоплате, что с точки зрения иностранцев абсурдно.

Приобретенные особенности национального бизнеса

Из самого названия можно понять, что эти особенности ведут свою родословную с 1991-1993 годов, когда наш национальный бизнес только зарождался и, как губка, впитывал в себя те особенности среды существования, которые обеспечивали ему выживаемость. Такими особенностями среды я считаю:

¨ Возможность получения очень быстрого и легкого дохода от “купли-продажи”.

¨ Отсутствие ограничивающих и регулирующих норм со стороны государства.

¨ Отсутствие ощущения реальной ценности денег.

¨ Крайне низкая экономическая культура населения.

Эти особенности среды серьёзно повлияли на формировавшийся российский бизнес. Так возможность получения очень быстрого и легкого дохода привела к тому, что бизнесмены привыкли работать только в условиях инфляции, когда главное не наладить производство, а выгоднее купить и продать товар. Люди под влиянием инфляционных ожиданий старались как можно быстрее избавиться от имеющихся денег. Для этого покупали валюту, драгоценности, недвижимость. Но в последующие годы темпы инфляции стали снижаться, соответственно, стали падать получаемые доходы. А предприниматели не успели приспособиться к изменяющимся условиям и продолжали также много тратить. Поэтому в настоящее время многие предприятия, не сумевшие приспособиться к изменившимся доходам, либо обанкротились, либо, что хуже, продолжают существовать, порождая неплатежи, которые для нашей экономики еще хуже, чем инфляция. Наверное, вы помните, как в 1992-1994 годах в Иркутске началось строительство коттеджей. Они росли как грибы. Но потом вдруг все стройки были “заморожены” и эти недостроенные памятники новым русским стали предлагаться на продажу или перестраиваться на меньшие. Я считаю это примером той особенности бизнеса, которую я только что описал.

В первые годы становления российского бизнеса наше правительство, руководимое Е. Гайдаром, как известно, придерживавшимся монетаристских концепций, проводило политику lazzesfaire. Как это часто бывает в нашей стране, мы кинулись из крайности в крайность: от полного контроля над экономикой в полную бесконтрольность. Наш опыт показывал, что подобные скачки никогда не приводили к ожидаемому результату. Так вышло и в этот раз. Новообразовавшиеся предприятия с самого начала своего существования не платили налоги. Возможно, сначала это объяснялось отсутствием необходимых знаний в вопросах налогообложения. Но потом они заметили, что за неуплату налогов им ничего не бывает, и стали вполне сознательно продолжать это делать. Особенность национального бизнеса заключается в том, что любые налоги он рассматривает как поборы или незаконную дань. Тогда как за границей в каждом гражданине на уровне подсознания заложено, что налоги – это плата государству за выполняемые им функции по охране правопорядка, за образование, международную безопасность. Я не хочу сейчас сказать, что налоговая система в России совершенна, как раз наоборот. Просто я считаю неправильным такое отношение к налогам со стороны налогоплательщиков.

Отсутствие ограничивающих норм со стороны государства привело к появлению и легализации многих незаконных или недопустимых с моральной точки зрения видов бизнеса. К таковым я отношу и знакомые всему миру торговлю оружием, наркотиками, проституцию. Но мы и здесь имеем свои особенности: только у нас стали говорить о торговле человеческими органами, торговли детьми малолетними детьми. Только после публикации в российских газетах стали говорить о возможности торговли ядерными боезапасами. Только в России стала возможным торговля гуманитарной помощью, которую нам бесплатно поставляли другие государства. Да разве все перечислишь…

Отсутствие ощущения реальной ценности денег наблюдается, прежде всего, у наших бизнесменов и государственных деятелей. Я буду рассматривать только бизнесменов.

Я читал в журналах, что русских не любят в Европе потому, что они не умеют ценить деньги. Рассказывают такую историю: “Однажды довольно поздно в одном из немецких кафе русский турист заказал чашку кофе с булочкой. Когда ему принесли счет, то он отдал официанту очень крупную купюру: 100 или 1000 марок. Купюра оказалась настолько крупной, что в кафе не нашлось сдачи. Обеспокоенный официант стал предлагать клиенту подождать, пока он сходит в другое кафе, чтобы разменять купюру и принести сдачу. Наш же турист беспечно сказал: “Не надо беспокоиться, оставьте сдачу себе”. У официанта пропал дар речи”. Объясните мне: за что же нас любить? Немецкому официанту, чтобы заработать тысячу марок, нужно работать не менее недели, а тут какой-то русский разбрасывает деньги направо и налево. Это просто небольшой пример небольшой (!) траты денег. А сколько их произошло в течение последних лет? Поэтому данная особенность российского бизнеса оказала негативное влияние на положение в стране и на накопление капитала у предпринимателей для его последующего реинвестирования.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту