рефераты по менеджменту

Правовое регулирование оплаты труда в Российской Федерации

Страница
9

от 29 июня 1998 г. N 264 "О внесении изменений и дополнений в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 56";

от 8 июня 1998 г. N 22 "О внесении изменений и дополнений в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуски 3 и 56";

от 1 июня 1998 г. N 20 "О внесении изменений и дополнений в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 1";

от 29 сентября 1997 г. N 50 "О внесении изменений и дополнений в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 3";

от 28 мая 1997 г. N 26 "О внесении изменений и дополнений в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 56";

от 25 декабря 1996 г. N 25 "О внесении изменений и дополнений в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 56";

от 19 декабря 1996 г. N 18 "О внесении изменений и дополнений в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 56";

от 11 ноября 1996 г. N 8 "О внесении изменений и дополнений в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 3";

от 11 ноября 1996 г. N 6 "О внесении изменений и дополнений в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 56";

от 27 июня 1996 г. N 41 "О внесении изменений и дополнений в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 22";

от 24 апреля 1996 г. N 22 "О внесении изменений и дополнений в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 3";

от 3 января 1996 г. N 1 "О внесении изменений и дополнений в Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих, выпуск 48".

Тарифная система оплаты труда в производственной сфере

В соответствии со ст. 143 ТК РФ тарифная система оплаты труда работников организаций, не финансируемых из бюджетов всех уровней, может определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда.

Это положение ст. 143 можно понять, во-первых, таким образом, что тарифная система организации может определяться как-то иначе, не коллективным договором. В этом случае следует определить тарифную систему путем принятия работодателем с учетом мнения профсоюзного комитета локального нормативного акта организации.

Во-вторых, этот текст можно понять иначе: организация сама решает, применять или не применять тарифную систему.[34]

Частичную ясность в такое толкование текста ст. 143 внесла Кассационная коллегия ВС РФ в своем определении от 25 марта 2003 г. N КАС 03-90 "О порядке совмещения профессий (должностей)". Кассационная коллегия констатировала: тарифная система оплаты труда работников таких организаций может определяться коллективными договорами, соглашениями с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда (ст. 143 ТК РФ), что не исключает возможность установления иных норм оплаты труда.

Из этого текста становится очевидным, что сама организация решает, применять или не применять тарифную систему оплаты труда. В то же время представляется, что, приняв решение в пользу тарифной системы, ее следует определить коллективным договором с учетом единых тарифно-квалификационных справочников и государственных гарантий по оплате труда как этого требует ст. 143.

Однако здесь мы сталкиваемся с противоречием между ст. 143 и ст. 57 ТК РФ, на что было обращено внимание в определении Кассационной коллегии ВС РФ от 25 марта 2003 г.: в трудовом договоре должно содержаться наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации. Наименование должностей, специальностей или профессий и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, только в тех случаях, когда в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление льгот или наличие ограничений (ст. 57 ТК РФ).

Отсюда следует, что организация при определении тарифной системы согласно ст. 143 должна решить, как она будет учитывать положения единых тарифно-квалификационных справочников. В отношении всех своих работников или только тех, в отношении которых федеральными законами предусмотрено предоставление льгот или наличие ограничений? Вместе с тем, очевидно, что тарифная система устанавливается коллективным договором, соглашением.[35]

Возвращаясь к тексту ст. 143 ТК РФ, обратим внимание, во-первых, на то весьма важное обстоятельство, что в нем ничего не говорится о нормах труда, его нормировании как составной части тарифной системы оплаты труда (далее - система).

То, что нормы труда не рассматриваются ТК в качестве составной части системы, можно, по нашему мнению, объяснить следующим образом. При прежнем общественном строе тарифные ставки и тарифные сетки устанавливались централизованно по отраслям народного хозяйства. Точно также устанавливались надбавки и доплаты к ставкам (окладам).

В то же время нормирование труда было прерогативой предприятий. Тот факт, что они могли использовать при установлении своих норм в качестве примерных ориентиров межотраслевые и отраслевые типовые нормы, сути дела не меняет.

Таким образом, государство устанавливало номинальные значения ставок (окладов), доплат и надбавок, а предприятие имело возможность корректировать реальную заработную плату, ужесточая нормы и нормативы.

Такое положение сохранено ст. 143 ТК РФ: ставки (оклады), доплаты и надбавки устанавливаются коллективным договором по соглашению его сторон, но установление норм труда и нормативов по-прежнему осуществляется работодателем практически единолично.

Никого не должен вводить в заблуждение текст ч. 1 ст. 162 ТК РФ, согласно которому локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Работодатель сам решает, - учитывать или не учитывать мнение такого представительного органа, а если учитывать, то в какой степени. Это означает, что номинальные размеры ставок и иных выплат, закрепленные в коллективном договоре - это одно, а реальная заработная плата - это совсем другое.

Отсюда следует, что в коллективном договоре должны быть четко закреплены условия и гарантии работникам, при соблюдении которых работодатель получает право на пересмотр норм, да и то в определенных пределах.[36]

Во-вторых. Все вышеизложенное дает основание полагать, что составными частями тарифной системы, принятой в организации, должны быть:

1. Тарифная ставка (оклад) 1-го разряда оплаты труда.

2. Тарифная сетка с тарифными коэффициентами.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту