рефераты по менеджменту

Управление процесса совершенствования довузовского образования

Страница
15

Эффективность обучения в системе довузовской подготовки целесообразно рассматривать в педагогическом, социальном и экономическом аспектах как показатель, включающий в себя два основных параметра: качество и стоимость. Экономическая оценка эффективности довузовской подготовки выявляет степень соответствия полученных результатов намеченным целям и задачам учебно-воспитательного процесса в лице подготовленного абитуриента с наименьшими затратами времени, труда преподавателей, обслуживающего персонала и обучающихся, денежных средств (как со стороны обучающегося, так и со стороны образовательного учреждения, занимающегося довузовской подготовкой).

Формирование контингента студентов, наиболее отвечающего требованиям вузов, возможно только при активном и плодотворном взаимодействии заведений высшего и среднего образования на основе взаимовыгодного сотрудничества в вопросах профориентации и подготовки абитуриентов к ЕГЭ. Основой профориентационной деятельности школы и вуза являются такие требования как: системность и последовательность, полнота педагогической ориентации, связь с жизнью, педагогическая тактичность, перспективность профориентационной деятельности, обеспечение своевременности выбора профессии и др.

Выбор профессии будет осознанным лишь в том случае, когда окончательное решение о нем является результатом длительного процесса, в ходе которого индивид:

осознаёт необходимость подготовки к выбору и получению профессии;

учится оценивать свои возможности;

накапливает профессиональные и личностные знания, на основе которых формируется самооценка;

изучает мир профессионального образования и только тогда принимает решение о выборе своей образовательной траектории.

В этой главе исследованы также роль и место профильных классов в структуре довузовского образования и особенности их функционирования в вузе, в котором разработана и действует оригинальная система профессиональной ориентации и подготовки абитуриентов к поступлению. Накопленный опыт работы со своими базовыми школами показывает, что преподаватели университета должны проводить в специализированных (профильных) классах не только дополнительные, но и основные (оплачиваемые за счет муниципального бюджета) занятия. При этом формируется не только необходимая база знаний у абитуриентов, но и создается определенная психологическая атмосфера, чему способствует организация учебного процесса, свойственная вузу: лекции, семинары, лабораторные работы высокого уровня, учебно-научная работа.

Самой серьезной проблемой в реализации такого подхода является нежелание руководителей местной системы образования производить законодательно утвержденную повышенную по сравнению с оплатой школьных учителей почасовую оплату преподавателям. Система оплаты их труда на основании Единой тарифной сетки (ЕТС), действовавшая до 2009 года, не способствовала повышению его качества. ЕТС весь период своего действия не обеспечивала объективности в сфере исчисления заработной платы, хотя Правительство РФ неоднократно её видоизменяло.

Значимость довузовской подготовки

Значимость эффективной организации довузовской подготовки все больше осознается специалистами в различных областях образовательной деятельности.

Довузовская подготовка - целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности института в интересах слушателя (заказчика) для его подготовки к поступлению в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования;

Довузовская подготовка является звеном системы непрерывного образования в институте и вносит свой вклад в достижение наиболее полного удовлетворения потребностей слушателей в области образования.

Довузовская подготовка обеспечивает условия для высокоэффективного обучения слушателей на основе постоянного совершенствования качества учебного процесса, внедрения прогрессивных методик обучения.

Образовательные программы в области довузовской подготовки реализуются при наличии соответствующей лицензии в целях:

- обеспечения качественного обучения слушателей на всех ступенях довузовской подготовки, предусмотренной в институте;

- многоступенчатой подготовки слушателей к вступительным испытаниям на факультеты для обучения по направлениям (специальностям), предусмотренным лицензией на право ведения образовательной деятельности в сфере профессионального образования;

- развития у слушателей навыков познавательной деятельности и самостоятельной работы;

- профориентационной работы и профильного обучения слушателей;

- обеспечения системного характера развития довузовской подготовки в институте;

- расширения спектра образовательных услуг, предоставляемых институтом в сфере довузовской подготовки;

- обеспечения организационных условий для реализации инициативы кафедр и других подразделений института, направленной на разработку и реализацию образовательных программ (услуг) довузовской подготовки;

- обеспечения соответствия структуры довузовской подготовки в институте реальным образовательным потребностям слушателей.

Образовательные программы довузовской подготовки разрабатываются и утверждаются в соответствии с требованиями нормативных документов.

- подготовка слушателей к Единому Государственному экзамену (далее - ЕГЭ) и/или к вступительным испытаниям для поступления на направления подготовки (специальности) института (Программа «11 класс»).

- профильное обучение (Программа «10-11 класс»).

- предпрофильная и профориентационная подготовка (Программа «9 класс»).

- образовательно-информационная деятельность осуществляется посредством обучения слушателей программам довузовской подготовки, в том числе посредством отдельных лекций и консультаций (репетиторство), а также с использованием средств массовой информации.

Программы довузовской подготовки в институте осуществляется специалистами учебно-методического отдела, кафедрами института.

Общими задачами довузовской подготовки является:

1. Организационное и методическое обеспечение учебного процесса по всем программам довузовской подготовки и профориентационной деятельности института.

2. Организация довузовской подготовки в базовых школах, работающих по договорам с институтом.

3. Организация довузовской подготовки в филиалах института.

4. Организация и проведение олимпиад, творческих региональных конкурсов.

5. Подготовка слушателей из числа студентов других вузов и ссузов, высвобождаемых работников, незанятого населения и безработных граждан и других категорий слушателей к поступлению в институт.

В рамках реализации программ довузовской подготовки ведется консультационная деятельность - информирование о специальностях (профессиях) института; информирование о правилах приема, перспективах развития рынка труда и образовательных услуг и по другим вопросам.

Занятия со слушателями, обучающимися по программам довузовской подготовки, ведут высококвалифицированные преподаватели, рекомендованные кафедрами института и имеющие опыт работы в школе, а также ведущие преподаватели из образовательных учреждений, имеющих большой практический опыт.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту