рефераты по менеджменту

Механизмы управления территории на примере г. Новосибирска

Страница
3

2) Исполнительного органа – городской администрации и образуемых органов управления.

Основными функциями органов городского самоуправления являются:

§ Создание для жителей города благоприятной среды обитания;

§ Эффективное и рациональное хозяйствование, разумное использование материальных и финансовых средств в целях благополучия всех жителей города;

§ Обеспечение социальной защиты жителей города, охраны их здоровья, широкого доступа к образованию и культуре;

§ Обеспечение охраны общественного порядка.

Исполнительным органов в городе является администрация города, возглавляемая мэром – В. Толоконским. Городская администрация решает все вопросы исполнительного и распорядительного характера. В структуру администрации входят: аппарат администрации, департаменты управления, отделы.

Аппарат:

I. Мэр города;

II. Группа консультантов и помощников;

III. Первый заместитель мэра;

IV. Заместители;

V. Руководитель аппарата.

Департаменты:

I. Департамент городского хозяйства, благоустройства и транспорта;

II. Департамент жилищно-коммунального хозяйства;

III. Департамент торговли, продовольствия и платных услуг.

Управление:

I. Управление здравоохранения;

II. Управление образования;

III. Управление культуры;

IV. Управление главного архитектора и др.

Кроме этого, имеются отделы, комитеты, инспекции, фонды и центры (налоговая инспекция, центр занятости населения, фонд имущества и др.).

Основной формой работы Совета депутатов является сессия, на которой решаются вопросы, отнесенные к ведению представительного органа. Текущую деятельность Совет осуществляет через создаваемые им из числа депутатов комиссии.

Таким образом, функции, исполняемые органами местного самоуправления, достаточно различны. Причем разделение функций проводится как по вертикали, так и по горизонтали (т. е. разграничение функций между органами и должностными лицами одного уровня).

Местный бюджет – один из важнейших механизмов управления территорией (на примере г. Новосибирска)

Развитие муниципального хозяйства должно опираться на наличие ресурсов и право самостоятельного управления и распоряжения этими ресурсами. Одним из важнейших в отношении собственных ресурсов является право на самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местного бюджета. при формировании его в качестве минимально необходимых исходных данных должны быть известны источники его доходов и обязательные расходы.

Местный бюджет является не только инструментом финансового планирования, но и одним из влиятельных механизмов управления и проведения определенной муниципальной политики. В качестве регуляторов этого механизма используются местные налоги и сборы.

Наиболее важным инструментом экономического механизма управления города является его бюджет. Как говорит первый заместитель мэра Новосибирска В. Городецкий, разговоры о бюджетных делах в различных СМИ идут постоянно. Но часто ли мы задумываемся над тем, насколько определяющими нашу жизнь, ее уровень и качество являются сухие цифры около строчек бюджетных статей? Мы редко увязываем формирование бюджета, его исполнение и даже такой тревожащий факт, как бюджетный дефицит, с собственными повседневными заботами, радостями и горестями. Исключая конечно тех, кто по долгу службы призваны заниматься бюджетным процессом непосредственно. В то же время во многих странах мира отношение к бюджетному процессу совсем иное. Там население тщательно следит за подготовкой, принятием и исполнением соответствующих территориальных бюджетов. Да и сам бюджетный процесс идет непрерывно, в течение всего года, по определенным правилам, в установленные жестким регламентом сроки.

Бюджет города представляет собой роспись городских доходов и расходов на предстоящий год. Доходная часть состоит из так называемых налоговых и неналоговых поступлений на городские счета. Налоговые доходы включают поступление прямых налогов на прибыль и прирост капитала организаций и граждан г. Новосибирска, поступлений налогов на товары и услуги, налогов на имущество и налогов за пользование природными ресурсами, поступлений лицензионных и регистрационных сборов, налогов и сборов муниципального характера. Неналоговые доходы города от использования, сдачи в аренду и продажу городских ресурсов: земли, имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, это и поступления от приватизации, разные административные платежи, сборы и штрафы.

Расходная часть бюджета также имеет две части: капитальные вложения в развитие города и текущие расходы по каждой отрасли. Чтобы расписать статьи городского бюджета, нужна комплексная научно-прогнозная основа, отражающая будущее состояние и тенденции развития города. Аналитические материалы обобщаются в сводном документе об итогах предшествующего года. В нем отражаются показатели хозяйства города, составляются их плановые и итоговые уровни, анализируется деятельность администрации, дается сводка введенных в действие в течение года объектов и перечень нормативных актов, обеспечивающих реализацию мероприятий истекшего периода. План социально-экономического развития содержит общую характеристику экономического положения города с прогнозом в процентах или натуральных показателях изменения состояния производственной и социальной сфер, каждого комплекса городского хозяйства, приоритетные задачи на будущий год, перечень вводимых в будущем году объектов строительства, лимиты капитальных вложений по заказчикам мэрии за счет средств бюджета.

Проект этого плана на предстоящий год изучается и уточняется на заседании президиума мэрии, комиссии городского Совета. Вместе с планом представляется и проект бюджета города.

Чтобы можно было проверить правильность формирования бюджетных статей, к проекту бюджета прикладываются расчеты. Неопределенная ситуация в период, предшествующий разработке городского бюджета, проявляется в отношении нормативов доходной части. Здесь часто возникают противоречия между муниципалитетом и властными государственными органами, стоящими над ними. Причина противоречий – в необходимости поделить один и тот же “пирог” между бюджетами разного уровня: между городом и областью, между областью и федерацией.

Ставки основных налогов устанавливаются законами Российской Федерации. Этими законами определяются и адресаты получения налогов. Наиболее “лакомые”, т. е. легко собираемые налоги достаются более высокому уровню власти, налоги “похуже” идут в регионы. Поскольку бюджет Российской Федерации и его налоговая база начинают обсуждаться каждый год с немалым опозданием, а закон о бюджете принимается уже в конце первого квартала планового периода, а не до его начала, то все российские до последнего момента разработки своих собственных бюджетов находятся в жуткой неопределенности.

Новосибирск в этом не исключение. Когда, наконец, ставки и нормативы отчислений области по регулирующим источникам доходов становятся известными, органы государственной власти области от доставшейся им доли того или иного налога устанавливают норматив отчислений – уже в бюджет города. Тут возникает противоречия, но договоренность достигается. Город получает свои нормативы по регулирующим источникам доходов в бюджет.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту