рефераты по менеджменту

Механизмы управления территории на примере г. Новосибирска

Страница
4

В текущем 1998 году они следующие: от налога на добавленную стоимость (НДС) городской бюджет получит 6%, от облагаемой прибыли – 8,6%. Эти нормативы ниже, чем в 1997 году, город тогда имел от НДС – 7,6%, от подоходного налога – 75%, от налога на прибыль – 9,6%.

Следует сказать, что несмотря на снижение нормативов отчислений, в принятом горсоветом бюджете планируется не уменьшение, а увеличение налоговых поступлений, поскольку специалисты департамента экономики и финансов мэрии прогнозируют небольшой рост производства и реализации продукции предприятий нашего города. В этой связи поступления от налога на прибыль по плану увеличены на 28,4%, по НДС – на 17,2%. На 25,6% больше, чем в прошлом году, предусмотрен и рост поступлений подоходного налога с физических лиц, который также увязывается с ростом производства и ожидаемым расширением среди жителей города доли налогоплательщиков с высокими доходами.

Выросла также ставка земельного налога, но поступления в городской бюджет платы за землю ожидаются ниже. Ситуация объясняется тем, что по закону Российской Федерации половина платежей за землю будет уходить в федеральный и областной бюджеты. Зато на 33,6% должен вырасти налог на имущество предприятий и организаций. Это обусловлено изменением налогооблагаемой базы, поскольку в 1998 году будет переоценка основных фондов и платежей по налогу на имущество финансов, зарегистрированных предприятиями в других городах, будут вноситься в наш бюджет.

В прошлом году в муниципальную собственность передан жилищный фонд и другие объекты ряда промышленных предприятий. В связи с этим сокращаются льготы предприятий по налогу на содержание жилья и объектов социально-культурной сферы, а следовательно, на 33,6% должны вырасти платежи в городской бюджет. А в целом, планируемый общий рост всех доходов должен составить 17,1%.

Кроме того, почти на 40% предусмотрен и рост неналоговых доходов в бюджете города. Основной их источник – доходы от муниципального имущества, т. е. доходы от сдачи в аренду, приватизации, продажи земельных участков. Хотя от общих доходов бюджета города они составляют лишь 8,3%, работа в этом направлении имеет весьма серьезную перспективу. Со временем доходы от городской недвижимости станут основой бюджета местного самоуправления, а многие, ныне существующие, бюджетные источники уйдут на региональный и федеральный уровень.

Подводя итог, нужно отметить, несмотря на планируемое увеличение, составляющее 18%, общий объем всех поступлений в доходную часть бюджета менее чем на 50% покрывает нужды города. То есть, в доход должно поступить 2,4 млрд. руб. а чтобы покрыть крайне необходимые городу затраты, нужно иметь как минимум 5 млрд. руб. Это противоречие между возможностями и потребностями потребовало тщательной проработки расходной части бюджета, которая выполнялась мэрией и рассматривалась в горсовете с позиции максимальной экономии денежных средств.

Но и после принятия бюджета, расходная часть была на 0,3 млрд. руб. выше доходов – 11% дефицит. Нужно добавить, что 25,7% расходов бюджета запланировано на текущие расходы по защищенным статьям. К ним относятся: заработная плата работникам бюджетной сферы, расходы на медикаменты и питание в лечебных учреждениях, расходы на питание в детских домах, на социальную поддержку горожан. Более 70% всех бюджетных средств направлено на финансирование приоритетных направлений, таких, как подготовка к зиме, теплоснабжение города, содержание социально-культурных учреждений, жилищного фонда.

В дальнейшем предстоит работа над нормативной базой. Нужно признать, что более прогрессивной основой финансовых нормативов являются не эмпирически установленные уровни расходов по отраслям городского хозяйства, а система социальных стандартов, увязанная с индикаторами социально-экономического развития города. В целом, бюджет города является основным нормативным актом, обязательным к исполнению и мэрией и администрациями районов города. Все, что изложено выше, относится к планам бюджета г. Новосибирска на 1998 год. Каковы же итоги выполнения этого плана?

Что касается уровня промышленного производства (надежды были на его рост и увеличение поступлений в бюджет города), то он, к сожалению, по сравнению с 1997 годом, из-за ухудшения общей экономической ситуации, снизился. В связи с этим, огромная задолженность предприятий бюджету. Что касается социально-экономического развития города за 1998 год, то были выполнены все основные мероприятия. Так, в народном образовании были продолжены программы по компьютеризации школ, повышении уровня квалификации преподавателей, проведен ремонт школ.

В здравоохранении, хотя выполнили намечаемое, но областной бюджет перестал финансировать приобретение ряда льготных медикаментов.

С точки зрения использования возможностей бюджета в 1998 году, значительно увеличилась доля неналоговых доходов (по плану предусматривался их рост на 40%, фактически за 1998 год их рост произошел на 50%), в первую очередь, доходов от использования муниципального имущества, арендной платы, продажи земельных участков.

Большая работа проводилась по увеличению поступления “живых” денежных средств по таким важным налогам, как подоходный налог, НДС, налог на прибыль. В результате, предприятиями была частично погашена задолженность, накопленная за предыдущие годы. В общем объеме доходов денежные средства составили в 1998 году – 52%, остальное взаимозачеты, в то же время в 1997 году денежные средства не превышали – 40%.

Учитывая, что промышленность дает городу более 40% всех налоговых поступлений, мэром принято решение о создании департамента промышленности. В числе его задач – анализ возможностей всех промышленных предприятий Новосибирска за счет выпуска собственной продукции удовлетворять потребности муниципальных учреждений. Кроме того, состояние дел в промышленном комплексе будет определять социально-экономическое развитие города в 1999 году. Для увеличения доли “живых” денег, в качестве налоговых выплат в бюджет, будет изменена политика мэрии в сфере взаиморасчетов между бюджетом и налогоплательщиками (доля взаимозачетов станет еще меньше). Если в бюджетах 1997 и 1998 годах заранее были запланированы дефициты между доходной и расходной частью, то в бюджете города на 1999 год предусматривается превышения доходов над расходами, с тем, чтобы появилась возможность погасить задолженность, образовавшуюся ранее по вексельным обязательствам, кредитными ресурсам. Для этого нужно изменить подходы не только в экономическом плане, но изменить свою психологию, осознать, что положение дел в своем городе, отвечаем мы все. Расчет также на то, что в 1999 году удастся остановить спад производства. Доля импорта резко сократилась (в связи с резким повышением курса доллара), и пошли заказы на отечественные предприятия.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту