рефераты по менеджменту

Социальный менеджмент

Страница
5

§ внешние (отношения с окружающей средой) и внутренние (от­ношения взаимодействия элементов систем);

§ межсистемные, межличностные и смешанные, а также коллек­тивные и индивидуальные;

§ временные и постоянные, непосредственные и косвенные;

§ линейные, функциональные и смешанные.

В системе законов социального управления ведущую роль играют объективные, не зависящие от сознания и воли людей социальные и экономические законы. Их действие проявляется только в деятельно­сти людей и, следовательно, зависит от того, насколько полно учиты­ваются требования объективных законов. Объединяя и координируя труд людей, управляющая система должна строго учитывать требова­ния социальных и экономических законов, проявляющихся в опреде­лении цели, поиске путей ее реализации, оценке результатов достиже­ния. Например, к основным социальным законам относятся законы со­циального развития, законы социальной мобильности, законы социальной стратификации и др.

Категория закон относится к той же группе категорий, что и за­кономерность. Как законы, так и закономерности устанавливают об­щие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явле­ниями. В теории менеджмента понятие «закономерность» рассмат­ривается как первоначальная формулировка закона в начале его теоретического исследования.

К основным законам социального менеджмента относятся:

§ единство системы социального управления, обусловленного культурными, политическими и экономическими факторами об­щественного развития. Это проявляется в неразрывной цепи от­ношений управления (от высших органов административно-го­сударственного управления до низших его звеньев), в единстве социального управления со всеми его составными частями на основе гармонизации разных целей и интересов общества, в со­четании основных функций и методов менеджмента;

§ пропорциональность управляемой и управляющей подсистем социальной системы, предполагающей рациональную соотно­сительность внутри них, а также между ними с целью обеспече­ния наиболее эффективного функционирования этих подсис­тем;

§ оптимальное соотношение централизации и децентрализации функций социального управления. Уровень централизации управления меняется в процессе общественного развития, и это изменение является законом социального управления. Для каж­дого этапа общественного развития должен быть свой оптималь­ный уровень централизации (децентрализации);

§ участие различных слоев населения в социальном управлении, в повышении его эффективности и ответственности, поскольку общественное производство материальных и духовных благ подчинено цели удовлетворения потребностей населения.

Под принципами социального менеджмента следует понимать правила, основные положения и нормы поведения, которыми руко­водствуются органы управления в социальных условиях, сложивших­ся в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, про­цессу и механизму социального управления. Принципы управления представляют собой результат обобщения людьми объективно дейст­вующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, харак­терных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности. Следовательно, принципы социального управле­ния — это руководящие идеи, исходные положения, отражающие за­коны развития отношений управления. Взаимосвязь принципов, зако­нов и закономерностей можно представить в такой последовательности: законы социального развития –> социальные законы соответствующего периода (этапа) социального развития –> законы и закономерности соци­ального управления –> принципы социального управления. При этом важное различие между принципами и методами социального управ­ления состоит в том, что принципы управления не выбирают — им следуют. Принцип позволяет формировать систему методов и выби­рать каждый метод в отдельности, но каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.

Таким образом, принципы социального менеджмента должны:

§ быть основанными на законах развития общества, его социаль­ных законах и законах менеджмента;

§ соответствовать целям социального менеджмента, отражать ос­новные свойства, связи и отношения менеджмента;

§ учитывать временные и территориальные аспекты процессов социального управления;

§ иметь правовое оформление, т.е. быть закреплены в различных нормативных документах.

К основным принципам социального менеджмента относят:

§ принцип единоначалия в принятии решений и коллегиальности при их обсуждении;

§ принцип единства административно-государственного, хозяй­ственного и социально-культурного менеджмента;

§ принцип сочетания отраслевого и территориального социаль­ного управления;

§ принцип научности социального управления;

§ принцип прогнозирования социального управления;

§ принцип мотивации (стимулирования) труда;

§ принцип ответственности за результаты социального управ­ления;

§ принцип рационального подбора кадров, их подготовки, расста­новки и использования;

§ принцип экономичности и эффективности управления; принцип системности (рассмотрение объекта или субъекта управления как системы, состоящей из различных звеньев); принцип иерархичности (рассмотрение систем как многосту­пенчатых, многоуровневых, которые требуют деления на эле­менты. При этом каждая ступень управляет нижестоящей ступенью и одновременно является объектом управления по отношению к вышестоящему уровню);

§ принцип необходимого разнообразия (управляющая система 'должна обладать не меньшей сложностью и разнообразием, чем управляемая система);

§ принцип обязательности обратной связи (получение информа­ции о результатах воздействия управляющей системы на управ­ляемую систему путем сравнения фактического состояния с за­данным).

Системы принципов управления изменяются в процессе общест­венного развития и социального управления. Тем не менее основные принципы менеджмента полностью исчезнуть не могут, так как выра­жают требования к системе социального управления. Формы же и ме­тоды использования этих принципов на различных этапах социально­го развития могут и должны быть различными.

Методы социального менеджмента.

Реализация рассмотренных ранее принципов менеджмента осуще­ствляется путем применения различных методов.

Метод управления—это совокупность приемов и способов воздей­ствия на управляемый объект для достижения поставленных организаци­ей целей.

Слово «метод» греческого происхождения (methodos), что в переводе означает способ достижения какой-либо цели. Через методы управления реализуется основное содержание управленческой деятельности.

Характеризуя методы управления, необходимо раскрыть их направ­ленность, содержание и организационную форму.

Направленность методов управления ориентирована на систему (объект) управления (фирма, отдел, подразделение, компания и т.д.).

Содержание — это специфика приемов и способов воздействия.

Организационная форма — воздействие на конкретно сложив­шуюся ситуацию. Это может быть прямое (непосредственное) или косвенное (постановка задачи и создание стимулирующих условий) воздействие.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту