рефераты по менеджменту

Методы проведения экспертиз

Страница
1

Введение.

Сложность производственных систем, их разнообразие и во многих случаях неопределенный характер поступающей информации, придают задаче управления творческий характер, повышающий роль человеческого фактора. Это непосредственно проявляется в возрастающей роли в современном управлении методов экспертных оценок.

По мере усложнения производственных технологий, а следовательно, и процесса разработки решений, внимание к экспертным оценкам существенно возросло. Официальным началом становления экспертных методов считают 50 – 60-е годы ХХ века.

Поэтому возникает проблема применения экспертных оценок в управлении.

Целью работы является рассмотреть применение методов экспертных оценок в управлении качеством.

Основные понятия об экспертных оценках.

Сущность экспертных методов заключается в построении рациональной процедуры интуитивно-логического мышления человека в сочетании с количественными методами обработки и анализа полученных результатов. При этом обобщенное мнение экспертов принимается как возможное решение проблемы.

Эксперт (от лат. еxpertus – опытный) – это высококвалифицированный специалист.

Формирование состава экспертной комиссии зависит от конкретной ситуации принятия решений, возможностей организаторов экспертизы привлечь для работы высококвалифицированных специалистов, возможностей специалистов принять участие в работе экспертной комиссии.

Применяют три основные группы методов оценки качеств эксперта: априорные, апостериорные и тестовые.

Априорные методы оценки качеств эксперта не используют информацию о результатах участия в предшествовавших экспертизах. Эта группа включает методы самооценивания, когда эксперт сам дает оценку своим качествам, используя следующие способы:

-самооценка по одной из балльных шкал;

-самооценка с использованием числовых шкал, которые наряду с числовыми значениями градаций содержат их качественное описание;

-самооценка по вербальной шкале, т.е. эксперт, дает словесную оценку своим знаниям, используя качественные градации заранее разработанной шкалы;

-самооценка дифференцированным методом, когда эксперт оценивает свои качества, используя два основных критерия: характеризующий его знакомства с основными источниками информации в данной области; характеризующий его знакомство с объектом экспертизы. При этом способе комплексная самооценка эксперта рассчитывается по формуле:

Кк = (Ки + с × Кз):2,

где Кк – комплексная самооценка эксперта;

Ки – коэффициент информированности;

с – весовой коэффициент;

Кз – коэффициент знакомства с проблемой.

К другой группе априорных методов оценки качеств эксперта относятся: метод взаимной оценки (метод списка экспертов) и документальный (анкетный) метод.

Апостериорные методы оценки качеств эксперта используют результаты его участия в предыдущих опросах. С их помощью могут быть выявлены конформизм, конъюнктурность и компетентность эксперта. Для оценки уровня компетентности может быть применен метод парных сравнений.

Апостериорные методы предполагают также оценку достоверности суждений эксперта. В качестве критерия используется коэффициент достоверности – относительная частота случаев, в которых эксперт приписывал наибольшую вероятность впоследствии подтвердившимся событиям.

Еще одним методом апостериорной оценки является метод отклонения от результирующей групповой оценки. Он основан на расчете коэффициента отклонения Ко.

Коi = Doi:Dmax,

где Коi – коэффициент отклонения суждений i-го эксперта;

Doi – отклонение индивидуальной оценки i-го эксперта от результирующей оценки;

Dmax – максимально возможное отклонение оценки эксперта от результирующей оценки.

Тестовые методы оценивания качеств эксперта основываются на выполнении испытуемым экспертом заранее подготовленного задания. Достоинство тестовых методов состоит в том, что они позволяют не только установить наличие у эксперта определенного профессионального уровня, но и выявить навыки и опыт, необходимые для эффективного участия в работе экспертной комиссии. Использование тестовых методов позволяет оценить и воспроизводимость экспертных оценок.

Главными задачами экспертных оценок являются:

1. Определение целей.

2. Экстренный прогноз.

3. Сценарии ожидаемого развития ситуации.

4. Генерирование альтернативных вариантов.

5. Определение рейтингов.

6. Оценочные системы.

7. Принятие коллективных решений.

Различают экспертизы однотуровые и многотуровые, анонимные и предусматривающие открытый обмен мнениями, с обменом информацией в процессе проведения экспертиз и без него и т. д. Характер экспертной информации, которую предполагается использовать принятии решений, налагает определенные требования на выбор конкретного метода экспертизы.

Методы экспертиз.

Рассмотрим далее наиболее популярные методы экспертиз:

- Метод комиссий – это открытая дискуссия по обсуждаемой проблеме для выработки единого мнения экспертов. Коллективное мнение определяется в результате открытого или тайного голосования. Преимущества метода комиссий: возможен рост информированности экспертов за счет обсуждения обоснования экспертных оценок и обратная связь (под воздействием полученной информации эксперт может изменить первоначальную точку зрения). Также метод комиссий обладает и недостатками: отсутствует анонимность, что может привести к появлению конформизма; дискуссия нередко принимает вид полемики наиболее авторитетных экспертов; различная активность экспертов, часто не совпадающая с их компетентностью; публичность высказываний сочетается порой с нежеланием некоторых экспертов отступить от ранее высказанного мнения, хотя оно в ходе дискуссии может претерпеть изменения.

- Экспертиза по методу суда. Состав экспертов делится на две группы. Одна объявляется сторонниками рассматриваемой альтернативы и выступает в качестве защиты. Другая объявляется ее противниками и пытается выявить отрицательные стороны, Возможна и третья сторона, которая регулирует ход экспертизы и выносит окончательное решение.

- Метод прогнозного графа. Качество прогнозов зависит от корректно проведенной экспертизы и обработки ее результатов. Известным методом экспертиз сложных систем является метод прогнозного графа. Он включает несколько туров. На первом туре составляется предварительный список промежуточных целей, необходимых для достижения конечной цели. На втором туре подвергаются анализу промежуточные цели. Последующие туры экспертизы аналогичны второму. Процедура заканчивается на том туре, когда больше не требуется дополнительных анализов и детализации.

- Метод сценариев. Сценарий означает сюжетную схему, т.е. заранее подготовленный детальный план осуществления чего-либо. Сценарии позволяют с определенным уровнем достоверности выявить возможные тенденции развития событий, взаимосвязи между взаимодействующими факторами, сформировать картину состояний, к которым может прийти ситуация под влиянием конкретных воздействий.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту