рефераты по менеджменту

Факторы возникновения кризисных ситуаций

Страница
3

Однако следует иметь в виду, что кризис в организации не обяза­тельно приводит к негативным последствиям.

Возможные последствия наступления кризисного состояния организации:

Позитивные

Негативные

Ослабление кризиса

Усиление кризиса

Финансовое оздоровление организации (преодоление кризисного состояния)

Переход к новому кризису

Сохранение организации как юридического лица

Ликвидация организации

(распродажа имущества организации)  

Реструктуризация (преобразование) организации

Смена собственника  

В любой организации есть опасность появления кризисной ситуации, даже когда кризис близко не наблюдается, поскольку деятельность орга­низации (в производственной, финансовой, инвестиционной сферах) все­гда связана с рисками (предпринимательскими, финансовыми, процент­ными, экономическими и т. п.). Это определяется тем, что организация существует в социально-экономической системе, которая развивается циклично, по спирали, ибо изменяются люди и их потребности, интере­сы общества, техника и технология, появляются новые продукты.

Исходя из этого проявление кризисных ситуаций в организации требует принятия руководством (собственниками) радикальных мер, чтобы сохранить себя в рынке, так как в противном случае организа­цию ждет ликвидация.

Важнейшие формы проявления кризиса

Кризис может иметь бесконечно много форм проявления (признаков). Соответственно разные специалисты называют различные их перечни, причем один из таких перечней не может считаться полным, закрытым. Так, предлагается все такие признаки сгруппировать в следующие 3 категории:[2]

Финансовые:

· Недостаток собственных средств (капитала) или невыполнение установленных обязательных нормативов

· Текущие убытки либо превышение использованной прибыли над фактически полученной и/или непогашенные убытки предшествующих лет

· Неисполнение обязательных платежей, а также неспособность погашать кредиторскую задолженность в надлежащие сроки

· Неустранение фактов нарушений установленного порядка обязательного резервирования

· Нерациональная политика привлечения и размещения средств, в частности, реальное отсутствие перспективы возврата привлеченных средств (в т.ч. за счет продления срока займа) либо необоснованное использование краткосрочных займов для финансирования долгосрочных активов

· Иммобилизация средств в затраты капитального характера

· Низкое качество кредитного портфеля

· Задолженность по выплате дивидентов или прекращение их выплаты

Производственные:

· Невыполнение нормативных требований Банка России о создании системы управления рисками и/или системы внутреннего контроля

· Непредставление предусмотренной в законодательстве отчетности

· Увольнение основного управленческого персонала без должной его замены

· Ухудшение позиций на финансовых рынках, ограничение круга проводимых операций

· Существенная зависимость от конкретного клиента, проекта, направления деятельности

· Агрессивная процентная политика для привлечения средств клиентов, значительное превышение процентных ставок ближайших банков-конкурентов

Прочие:

· Невыполнение в установленные сроки требований Банка России и/или взятых на себя обязательств по устранению недостатков, включая недостатки в деятельности филиалов

· Несоблюдение требований к формированию уставного капитала (использование для этого ненадлежащих активов)

· Судебные иски, которые в случае успеха истца могут завершиться невыполнимым для данной кредитной организации решением суда

Кризис не возникает одномоментно, а развивается, разворачивается во времени. Это относится и к формам его внешнего проявления. При этом до определенного момента начинающийся кризис может оставаться «внутренним делом» самого банка. Для других данный процесс становится заметным и значимым с того момента когда у банка очевидно обнаружатся трудности с выполнением своих обязательств, т.е. когда он станет недостаточно платежеспособным и ликвидным. В этой связи можно предложить следующую примерную схему развития проблем в банке и их проявления.[3]

1. Некоторые предпосылки, приводящие к возникновению проблем в банках:

- низкая квалификация сотрудников банка;

- скрытые и явные нарушения законов и иных нормативных документов; слабая постановка работы службы внутреннего контроля; недостаточная квалификация руководства банка, приводящая к слабой организации банковского дела и неадекватному управлению;

- проведение сомнительных банковских операций;

- негативные изменения в структуре ресурсной базы (например, отказ выгодных клиентов от обслуживания в данном банке; пассивное поведение банка на рынке частных вкладов в условиях, когда данный рынок становится для многих других банков основным источником наращивания их ресурсов);

- нарушения баланса по срокам и объемам между пассивами и активами, снижение качества их структуры;

- снижение доли высококвалифицированных активов ниже достаточного уровня;

- постоянное привлечение с межбанковского рынка средств в значительных объемах;

- снижение уровня диверсификации активов и пассивов;

- неадекватное состояние технико-технологического обеспечения проводимых операций ( из-за чего могут происходить, например, сбои или задержки в проведении некоторых платежей);

- недосоздание резервов под принимаемые риски;

- снижение доходов при росте дебиторской и кредиторской задолженности;

- уменьшение величины собственного капитала.

2. Основные признаки появления скрытой неплатежеспособности банка:

- частое возникновение у банка дефицита ликвидности;

- увеличение платы и введение регламентов, увеличивающих время исполнения клиентских платежей;

- увеличение времени прохождения платежей и наличие картотеки неоплаченных расчетных документов из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах банка;

- резкое увеличение процентных ставок за привлекаемые ресурсы с использованием агрессивной рекламы;

- закрытие лимитов на банк другими кредитными организациями;

- появление технических проблем, увеличивающих время исполнения платежей и выдачи средств;

- рост тарифов на услуги, предоставляемые клиентам;

- отток средств клиентов, приближенных к руководству банка;

- начало «вывода» активов банка;

- появление «инсайдерской» информации о неблагополучной ситуации в банке.

3. Признаки перехода неплатежеспособности банка в явную форму:

- нарастание задержек и хроническое неисполнение части платежей, нарастание картотеки неоплаченных расчетных документов;

- начало массовых претензий со стороны клиентов и контрагентов и судебных разбирательств;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту