рефераты по менеджменту

Маркетинговая деятельность международных финансовых институтов

Страница
4

Нефтяной фонд; использовался для предоставления кредитов странам – импортерам нефти с целью покрытия дополнительных расходов, вызванных удорожанием нефти и нефтепродуктов (1974 – 1976 гг.). Были выделены кредиты в объеме 6,9 млрд СДР (8 млрд долл.)[5]. Необходимые для этого ресурсы ссудили преимущественно страны – экспортеры нефти. Среди получателей кредитов количественно преобладали развивающиеся страны, но их доля была невелика (1/3) по сравнению с развитыми государствами. Условия предоставления кредитов из нефтяного фонда были жесткие: сравнительно высокие процентные ставки (не менее 7,2% годовых), обязательное выполнение рекомендаций МВФ при проведении национальной энергетической и валютной политики. Вследствие этого доступ развивающихся стран к ресурсам нефтяного фонда был ограничен; за счет его кредитов они покрыли лишь 1/3 дополнительных расходов на импорт подорожавшей нефти;

Механизм дополнительного финансирования, или “Фонд Виттевеена” — по имени директора-распорядителя МВФ (1979 – 1982 гг.). Цель этого механизма – предоставлять за счет заемных средств дополнительные кредиты странам, испытывающим резкие и затяжные кризисы платежных балансов и исчерпавшим лимиты обычных кредитов МВФ. Ресурсы Фонда (7,8 млрд СДР, т.е. свыше 10 млрд дол.) были сформированы за счет займов у 13 стран – членов МВФ, а также Швейцарского национального банка. Кредиты из из фонда получили 26 стран;

Политика расширенного доступа к ресурсам МВФ (1981 – 1992 гг.). Цель – предостовлять дополнительные кредиты странам-членам, у которых масштаб дефицита платежных балансов был непомерно велик по сравнению с их квотами. Этот механизм использовался для осуществления корректирующих экономических мер в тех случаях, когда страны нуждались в средствах в больших размерах, чем могли получить в рамках кредитных долей и механизма расширеннного финансирования, и на более продолжительный срок. Источником реализации этой политики являлись как собственные средства МВФ, привлеченные в форме подписки, так других стран. В связи с увеличением квот стран -членов Фонда указанныи механизм в ноябре 1992 г. Был отменен.

Специальные кредитные механизмы.

Они различаются по цслям, условиям и стоимости кредита. Получение странами – членами МВФ средств по линии специальных механизмов – это дополнение к кредитным долям. Использование страной ресурсов спецмеханизмов может увеличивать находящийся и распоряжении МВФ запас ее национальной валюты сверх кумупятивных пределов, установленных для получения кредитных долей. Специальные механизмы, в рамках которых кредитование осуществляется, как правило, за счет собственных средств М1 включают:

Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования предназначен для кредитования стран, у которых дефицит платежного баланса вызван временными и внешними, не зависящими от них причинами. В их числе: стихийные бедствия; непредвиденное падение мировых цен; промышленный спад введение протекционистских ограничении в странах-импортерах появление товаров - заменителеи и т.п. Этот механизм включает три компонента:

1) с 1963 г. кредитование (до 30% квоты) стран, особенно жспортеров сырья, валютные поступления которых сокращаются в результате падения мировых цен на сырье

2) с 1981 г. кредитование (до 15% квоты) стран – импортеров зерна, испытывающих трудности в связи с ростом мировых цен на зерно; с декабря 1990 г. по июнь 1992 г. – кредитование стран импортеров нефти, нефтепродуктов и природного газа;

3) с 1988 г. компенсационное финансирование непредвиденных потерь, понесенных странами, испытывающими влияние непредсказзуемых внешних факторов, например, неблагоприятного изменения международных процентных ставок (до 30% квоты)[6].

Кроме того, страна имеет возможность обратиться к МВФ с просьбой о выделении средств в счет особой, “факультативнвной кредитной доли (до 20% квоты), которая может быть использована по выбору в дополнение к любому из перечисленных видов кредитования. Если трудности платежного баланса вызваны лишь снижением экспортной выручки либо увеличением расходов на импорт зерновых, лимит компенсационных кредитов ограничивается 65 % квоты страны. При использовании странами кредитов Фонда для возмещения убытков, связанных одновременно с падением экспортной выручки и увеличением расходов на импорт зена, а также в случае одновременного применения двух из трех компонентов механизма компенсационного финансирования, усиливается комбинированный лимит в размере 80 % квоты. Общий лимит доступа к кредитам в рамках компенсационного и чезвычайного финансирования с учетом всех компонентов составляет 95 % квоты страны.

Механизм финансирования буферных (резервных) запасов; создан в 1969 г., имеет целью оказание помощи странам, участвующим в образовании запасов сырьевых товаров в соответствии с международными тарифиыми соглашениями, если это ухудшает их платежные балансы. Лимит – 35% квоты. Данный механизм не использовался с 1984.

Механизм финансирования системных (структурных) преобразований, МФСП; введсн в апреле 1993 г. как временный специальный механизм с целью оказания поддержки странам, осуществлявшим переход от централизованно планируемой экономики к рыночной посредством радикальных экономических и политических реформ. Помощи предоставлялась странам, которые сталкивались с резким ухудшениемм соетояния платежных балансов вследствие перехода от торговых связей, в значительной мере ориентированных на нерыночные цены, к многосторонней торговле, основанной на принципах рынка. Этот механизм был создан главным образом для стран СНГ, переживавших огромные трудности в условии становления рыночной экономики и не способных в то время выполнять обычные жесткие требования МВФ.

Основанием для использования МФСП могло быть, во-первых, резкое падение поступлений от эспорта вследствие перехода к основанной на рыночных ценах торговле, во-вторых, значительное и устойчивое увеличение стоимости импорта из-за переориентщии на мировые цены, в особенности на энергоносители, и, в-третьих, сочетание обоих этих явлений. Предоставление кредитов обуслвавливалось выполнением страной-заемщицей набора более “мягкив” макроэкономических обязательств, чем те, с которыми связано получение стандартных полномасштабных резервных кредитов.

Страны-члены могли получать средства в рамках МФСП до 50% их квот. Кредиты предоставлялись двумя равными долями с интервалом в полгода. Всего эти кредиты получили 20 стран на общую сумму почти 4,0 млрд СДР (около 6 млрд долл.). В конце 1995 г. функционирование механизма финансирования системньх преобразований завершилось[7].

Дополнительный резервный механизм, ДРМ; введен в декабре 1997 г. для предоставлсния средств государствам-членам, которые испытывают “исключительные трудности” с платежным балансом и остро нуждаютси в широкомасштабном краткосрочном кредите вследствие внезапной потери доверия к валюте, что вызывает “бегство” капитали и уменьшение золото-валютных резервов страны. Предполагается, что ДРМ должен применяться в тех случаях, когда “бегство” капитала из страны может создать потенциальную угрозу для мировой валютной системы. Кредитование в рамках данного механизма производится путем выделения дополнительных сумм к тем средствам, которые предоставляются странам-членам в рамках договоренностей о кредитах стэнд-бай или о расширенном кредитовании.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту