рефераты по менеджменту

Организация работы с документами

Страница
2

Для классификации документов в пределах одного учреждения состав­ляют классификационные схемы - классификаторы. Они бывают двух типов: структурные и производственно-отраслевые.

В классификаторе структурного типа документацию делят на части в соответствии со структурными подразделениями. Рубриками являются на­звания структурных подразделений, а статьями - названия видов документов.

Если в организации нет четкого деления на структурные подразделения, то наиболее удобным является классификатор производственно-отраслевого типа.

Классификаторы составляют на основе положения об учреждении и его структурных подразделениях, а также должностных инструкций.

При составлении классификатора могут быть использованы номенкла­туры дел, перечни документов с указанием сроков хранения, описи дел по­стоянного и временного хранения.

Пользуясь классификатором, можно установить, какие документы соз­даются в учреждении для осуществления его функций.

Классификация необходима также для проведения работ по унификации документов.

Унификация документов

Одним из наиболее эффективных направлений совершенствования до­кументов является их стандартизация, т.е. унификация.

Унификация документов - установление единого комплекса видов и разновидностей документов для аналогичных управленческих ситуаций, раз­работка единых форм и правил их составления, оформление и создание тра­фаретных текстов.

Унификация видов и разновидностей документов проведена на основе классификации участков, вопросов деятельности учреждения и создания классификатора управленческой документации.

Направлением унификации является создание трафаретных текстов. Это целесообразно делать для групп документов, оформляющих идентич­ные действия. Часть реквизитов печатают типографским способом (посто­янные реквизиты), для переменных - оставляют свободные строки. Трафа­реты определяют состав информации документов, ее последовательность и закрепляют устойчивые словесные формулировки. Трафаретные тексты документов оформляют в учреждении в виде сборника.

Содержание документов определяется составом и значением входящих в них показателей и реквизитов. Последние могут быть разными, но это не ис­ключает возможности предъявлять к ним общие требования. Кроме того, большинство показателей и реквизитов даже в различных документах быва­ют одинаковыми.

Трафаретные документы требуют значительно меньше времени на со­ставление.

Широкое распространение получили анкеты, например, "опросный лист для получения сведений". Наиболее известны кадровые анкеты. Путем анке­тирования можно собирать любые сведения. В УСОРД дана первая попытка в анкетной форме представить модели приказов (по приему, переводу, уволь­нению работников организации) и докладных записок.

Структура и объем документооборота

Документооборот - это "движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки"*.

Движение документов в организации не может быть случайным, хаотич­ным. Оно должно быть управляемым, регламентированным технологической схемой движения документов по установленным пунктам обработки. Быстро­та перемещения между пунктами, оперативность выполнения операций с до­кументами свидетельствуют о степени совершенства технологической схемы.

Документооборот должен отвечать ряду требований, обязательных для всех организаций.

Требования, предъявляемые к документообороту:

· прямоточность движения документов (документ кратчайшим путем попадает к исполнителю, возвратные перемещения документов ис­ключены);

· распределение документов между руководителями и специалистами согласно их функциональным обязанностям;

· оперативное перемещение документов;

· единообразие маршрута движения документов и технических опера­ций с ними, однократность каждой операции.

Движение документов во всех случаях отражает организационную струк­туру аппарата управления и характер распределения обязанностей между его составными частями. Совершенствование документооборота тесно связано с совершенствованием структуры управления.

Документооборот состоит из следующих потоков:

v поступающих (входящих) документов (документы вышестоящих ор­ганов управления, подведомственных организаций, неподчиненных учреждений, представлены постановлениями, решениями, приказами, указаниями, инструктивными письмами, запросами, отчетами, справ­ками, письмами, актами и заявлениями граждан);

v отправляемых (исходящих) документов (передают информацию вы­шестоящим или нижестоящим организациям, не подчиненным уч­реждениям, общественным организациям и отдельным гражданам, в форме писем, распорядительных документов, отчетов, заключений, справок и т.д.);

v внутренних документов (обеспечивают решение задач в пределах данной организации в виде протоколов, актов, докладных записок и т.д.).

Объем документооборота состоит из суммы входящих, исходящих и внутренних документов за определенный период времени (месяц, квартал, год).

Годовой объем документооборота - это исходная величина для расчета численности сотрудников службы ДОУ, определения степени загруженности структурных подразделений и отдельных работников, средство определения потребностей в организационной и вычислительной технике, выбора наибо­лее эффективной системы регистрации документов и справочного аппарата.

Прием и обработка входящих документов

Делопроизводство координирует следующие этапы работы с документами:

Ø прием и обработку документов;

Ø рассмотрение документов руководителем (резолюция);

Ø регистрацию документов;

Ø исполнение документов;

Ø контроль исполнения документов;

Ø текущее хранение и использование документов;

Ø передачу на архивное хранение.

*ГОСТ 16487-83. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определе­ния. - М., 1984. - С. 4.

Обработкой корреспонденции занимается секретарь или специальный отдел.

Первоначальная обработка поступившей корреспонденции заключается в проверке правильности доставки сообщений. Ошибочно доставленную кор­респонденцию возвращают в почтовое отделение.

Не вскрывают конверты с пометкой "Лично" и адресованные общест­венными организациями.

Проверяют целостность вложений, адрес, количество листов документа и приложений. Если обнаруживают некомплектность или повреждение доку­мента, то на нижнем поле последнего листа и в журнале (карточке) регистра­ции в графе "Примечание" делают соответствующую отметку и ставят в из­вестность корреспондента.

Конверты от поступившей корреспонденции уничтожают, кроме тех случаев, когда есть необходимость хранить конверт для определения адреса отправителя, даты отправки и получения документа. Сохраняют также кон­верты писем граждан.

На стадии предварительного рассмотрения документы сортируют на регистрируемые и нерегистрируемые согласно Перечню нерегистрируемых документов (у каждой организации свой перечень).

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту