рефераты по менеджменту

Прогнозирование путём прямой экстраполяции. Ошибки прогнозирования

Страница
2

Другой прием (дополняющий первый) — определение наибо­лее вероятного значения с учетом данных прогнозного фона (науч­но-технического, демографического, экономического, социологи­ческого, социокультурного, политического и международного). Не­обходимо выявить по каждой группе наиболее информативные в каждом конкретном случае показатели и соотнести их со значения­ми прямой экстраполяции, а если понадобится, — и со значениями верхней и нижней экстрем. В результате операции будет определе­но значение наиболее вероятного тренда — экстраполированной в будущее тенденции.

Таким образом, поисковый прогноз содержит четыре основные компоненты:

1) данные прямой экстраполяции динамических рядов исходной модели, служащие первоначальным ориентиром дальнейших про­гнозных построений;

2) верхняя экстрема прогнозного поиска: результат сопоставле­ния данных первой поисковой модели с данными прогнозного фона. Позволяет определить максимальное отклонение тренда в сторону области нереального;

3) нижняя экстрема прогнозного поиска: вычисляется теми же способами, что и верхняя. Определяют максимально возможное отклонение тренда до предела, за которым начинается область ката­строфического;

4) наиболее вероятный тренд (экстраполированная в будущее тенденция) между верхней и нижней экстремами с учетом данных прогнозного фона.[3]

В процессе прогностического исследования недопустимо при­нижение значения ни одного из перечисленных компонентов. Пер­вые три (прямая экстраполяция, верхняя и нижняя экстремы) слу­жат как бы ограничителями наиболее вероятного тренда, очерчива­ющими границы реального в возможных его изменениях. Прямая экстраполяция здесь играет роль исходного момента, сдерживаю­щего фактора при чрезмерном разбросе оценок противоречащих данных прогнозного фона.

Вместе же взятые, все четыре компоненты расширяют познава­тельные возможности лиц, принимающих решения, показывают недопустимость решений, выводящих объект на уровень утопии или катастрофы, стимулируют эвристичность мышления, дают возмож­ность более основательно взвешивать возможные последствия при­нимаемых решений, а все это вместе обеспечивает высокую сте­пень объективности и, следовательно, эффективность этих решений.[6]

Необходимо также отметить, что при разработке целевых, пла­новых, программных, проектных, организационных прогнозов спе­цифические особенности поискового прогноза будут проявляться сообразно особенностям процессов разработки целей, планов, про­грамм, проектов, организационных решений. Результатом прогноз­ного поиска будет не реально ожидаемое состояние, к которому следует приспособиться, а комплекс проблем, которые необходи­мо решить. Сама по себе цель поискового прогноза — выявление ожидаемого проблемного состояния, перспективных проблем, каждая из которых является составляющим звеном своеобразной ситуации — проблемной.

Прогнозирование размеров перевозок основывается на ана­лизе развития экономики за прошедший период, причем этот анализ должен давать точную количественную формулировку исследуемому процессу перевозки грузов путем использования математико-статистических методов. Предвидение будущего со­стояния размеров перевозок базируется на результатах анализа прошлого и, следовательно, описывает перспективу в той мере, в какой она определяется объективно сложившимися явлениями и процессами. При этом используются главным образом мето­ды и модели экстраполяционного характера. Методы экстраполирования опираются на принцип детерми­низма, согласно которому будущее вытекает из настоящего, т. е. на преемственность связи между прошлым, настоящим и Экстраполяция является научным методом прогнозирования, так как ее применение основано на учете объективно существу­ющей инерционности больших систем, что подтверждается всем опытом социалистического строительства. Для экономиче­ской системы этот закон выражается в невозможности ограниченными средствами в короткие сроки изменить поведе­ние системы.

Существует много способов, приемов прогнозирования, осно­ванных на экстраполяции тенденций. Однако большинство из них не учитывает специфику объекта прогнозирования. Поэто­му рассмотрим методы и способы, повышающие надежность и точность экстраполяционных прогнозов размеров перевозок гру­зов на уровне АТП, объединений и управлении.

Под точностью прогнозирования размеров перевозок грузов (ошибкой прогноза) будем понимать величину отклонения фак­тического значения прогнозируемого показателя от ее истинного значения. Прогнозу присуща та или иная степень неопределен­ности, поэтому прогнозируемая величина определяется с допуски разной вероятностью. Поэтому оценка только точности показателя является недостаточной. Эту оценку надо дополнить

показателем, определяющим надежность самой оценки точности. Под надежностью прогнозирования размеров перевозок дует понимать вероятность наступления предсказываемого бытия при заданном комплексе условий и в пределах установленных допусков. Оценки точность и надежность взаимосвязаны.

Чем шире установлен предел точности, тем с. большей вероятностью он будет соблюдаться. Чем жестче допуск на величи­ну показателя, тем меньше шансов на его такое соблюдение.

Поставленная задача решается в трех направлениях: иссле­дование новых форм связи, разработка новых критериев оценки моделей и разработка новых методов прогноза.[6]

Объектом прогнозирования служили показатели размеров перевозок Владимирского транспортного управ­ления за 1967—1975 гг.

Развитие транспорта характеризуется ростом объемов пере­возок грузов, который зависит от уровня развития- экономики региона, сложившейся системы внутренних и внешних связей. Высокие темпы развития общественного производства обуслов­ливают быстрый рост перевозочной работы "транспорта. Пропор­циональное развитие транспорта и всего народного хозяйства :в целом достигается тогда, когда транспорт полностью удовлет­воряет потребности экономики и населения в перевозках.

Анализируя содержание таблице можно видеть, что рост объемов перевозок грузов полностью определяется ростом вало­вой продукции промышленности и сельского хозяйства Влади­мирской области, т. е. объем перевозок грузов автомобильным транспортом общего пользования как бы ' синтезирует в себе размеры производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, развитие непроизводственной сферы и т. д. Таким образом, объем перевозок грузов автомобильным транспортом

общего пользования, являясь важнейшим отраслевым показателем, в то же время отражает и динамику развития экономики региона. Следовательно, прогнозирование размера перевозок грузов на основании данных за прошлые периоды приобретает исключительно важное значение, так как от точности прогнозирования размеров перевозок зависят реальность планов и их согласованность с планами развития других отраслей.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту