рефераты по менеджменту

Лоббирование

Страница
1

Теневые процессы - это такие перемены в жизни общества, которые не оставляют никаких официальных следов. Независимо от того, где происходит теневой процесс - в экономике, в политике или в школе - он сохраняет свои природные черты, которые отличают его от открытых процессов. Здесь нет ни таких документальных следов, как, например, официальные отчеты, которые Комитет по статистике РФ получает от предприятий страны. Нет финансовых следов в виде упла­ты налогов. Нет и психологических следов в виде массовых реакций людей (таких, как забастовки, демонстрации, пикеты). То есть процесс идет, но для общества его "как бы" нет. "Тень" находится вне "информационной доступности".

По оценке Соколина, статистика сегодня не знает многого, ибо ею не охвачены многие процессы, идущие в стране. По его мнению, неизвестно, сколько в стране богатых; сколько людей, не имеющих начального образования; сколько проживает в России нелегальных мигран­тов. Список теневых процессов в социальной сфере, которые назвал В. Соколин, можно было бы продолжить. Простейшим (и наиболее массовым) примером теневого процесса является неформальная занятость, суть которой состоит именно в том, что трудовая деятельность работников нигде и никак официально не фиксируется. Поэтому для служб статистики и занятости, для Минтруда, для милиции - эти люди не являются работающими, хотя фактически они таковыми являются. Единственный способ выяснения примерной доли таких людей в составе населения - это социологические опросы. То же самое - беспризорные дети. Хотя некоторые цифры сегодня называются, но официальных данных об их количестве, местах проживания, составе семей, состоянии здоровья нет.

Особенность социальных теневых рынков состоит в том, что оборачивающиеся в социальной сфере ценности несводимы к какому-либо "общему знаменателю". Объекты теневых социальных рынков чересчур разнородны (принятие политических решений, купленные диссертации, дипломы и т.д.). Понятно, что это разнообразие несводимо к какому-то одному, тем более количественному, показателю, аналогич­ному ВВП в экономике. Такого показателя не может быть в принципе. Иначе говоря, применительно к теневому обществу вообще невозможен количественный, "объем­ный" подход. Здесь главный результат - достижение того или иного качественного эффекта.

Другая особенность социальных теневых рынков касается их правового статуса. С одной стороны, "социальные рынки" чаще всего возникают вне "правового поля" - в том смысле, что никаких запрещающих их законов нет. Однако чаще всего они про­тиворечат так называемому "обычному праву", проще говоря, принятым моральным нормам поведения. И именно этим (даже в случае законодательной неподсудности) объясняется их теневой характер. Наиболее яркие примеры дают сферы внутрисемейных и межличностных отношений. Например, известно, что множество женатых мужчин имеют "на стороне" не только постоянные сексуальные связи, но и детей. Хотя такие действия чаще всего осуществляются "в тени", но с правовой точки зрения они неподсудны, то есть никакие статьи УПК здесь не нарушаются. Однако такое поведение повсеместно осуждается. Сходная правовая картина и в случае теневых связей власти и бизнеса, в частности, в ситуациях, когда взяток, подкупа и т.п. нет. Хотя использование отдельными олигархами власти в целях конкурентной борьбы многими политиками и бизнесменами осуждается, но никаких законодательных за­претов здесь не существует. Воздействовать на такого рода связи можно только путем тех или иных сугубо общественных мер.

Еще одна особенность теневых социальных рынков касается их генезиса. Они возникают из необходимости решения тех или иных острых, актуальных для общества социальных проблем. Поэтому их расширение практически неостановимо. Ведь "тень" возникает там и именно там, где имеются актуальные для общества проблемы, кото­рые не находят открытого, "светового" (то есть нормального) решения. Например, на­личие теневых кадровых перестановок, о которых уже упоминалось, объясняется тем и только тем, что в обществе отсутствуют законы и не сложились обычные нормы, которые позволяли бы регулировать перемещения кадров не "под ковром", а открыто. Аналогично, сговоры политиков в Федеральном Собрании свидетельствуют в первую очередь о том, что правила формирования коалиций, заключения межпартийных и иных временных соглашений отсутствуют. А потребность в таких действиях имеется, и удовлетворяется она теневыми способами.

Основной причиной возникновения теневых процессов и их главным последствием является усиление закрытости об­щества. Понятия "закрытость — открытость" в 90-е годы стали одними из наиболее часто употребляемых. Но по их смыслу они не однозначны. Чаще всего они пони­маются во внешнеполитическом смысле, как возможность взаимодействий с внешними партнерами. В данной же статье я под "закрытостью" понимаю другое: незнание людьми того общества, в котором они живут. Закрытость в этом, информационном смысле относительна, то есть она по-разному проявляется по отношению к разным "срезам" внешней среды. Одно дело закрытость российского общества по отношению к Западу (например, США, Европе); другое дело - закрытость этого же общества по отношению к своему собственному государству; третье — его закрытость по отно­шению к самому себе. Последняя ситуация означает, что люди не только не знают ничего о деятельности государства, проводимой им политике, о переменах, которые происходят в обществе, но и не особенно стремятся узнать это. Такое состояние общества социологи называют "деполитизацией".

Наибольшее развитие теневые процессы получили в политике. Самый распространенный из тене­вых политических рынков - лоббизм. Как было показано выше, в отличие от рынков материальных благ, на теневых социальных рынках продаются и покупаются соответ­ствующие "нематериальные" ценности. Наиболее значимая социальная ценность, которая "оборачивается" на теневом политическом рынке России - это давление на голосование депутатов Государственной Думы.

Лоббирование - это приемы, с помощью которых заинтересованные группы добиваются реализации своих целей. Лоббисты представляют собой штат людей высокой квалифи­кации. Во многих случаях они хорошо знают свое дело, способны доходчиво объяснить сложные и трудные вопросы, естественно, в свою пользу. В коридорах власти они добиваются финансовых вы­год или налоговых и иных льгот для своих клиентов, устанавливая связи с нужными людьми в разного рода парламентских комитетах и учреждениях исполнительной власти. Нередко лоббисты выполня­ют роль посредников в разного рода сделках между заинтересован­ными группами и политическими деятелями, роль связующего звена между заинтересованными группами и законодателями, оказывая существенное влияние на формирование политического курса пра­вительства.

Наиболее активно к тактике лоббирования прибегает крупный, средний и мелкий бизнес, их предпринимательские ассоциации и организации. Важная задача, стоящая перед ними, - воздействие на формирование политической стратегии правительства. Особую нас­тойчивость в этом проявляют руководители корпораций, которые проникают в политические круги, используя личные и партийно-политические связи, участие в предпринимательских и профессио­нальных ассоциациях и в различных подкомиссиях. Для реализации своего влияния в политической жизни страны бизнес создал широ­кую сеть различных организаций. Это так называемые совеща­тельные комитеты бизнеса при правительстве, политические организации бизнеса и др. Эти и подобные им организации призваны отстаивать интересы бизне­са в различных государственно-политических институтах и учреж­дениях, содействовать формированию угодного бизнесу полити­ческого курса.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту