рефераты по менеджменту

Лоббирование

Страница
2

В отличие от США, большинство групп давления в европейских странах тесно связаны с правительством. Нередко правительство делегирует им отдельные функции: например, установление цен, реорганизацию тех или иных отраслей промышленности в соответст­вии с определенным планом, введение квот и т.д. Часто есть прямая правительственная поддержка, например в таких начинаниях, как совместное владение акциями правительством и частными лицами или организациями, поощрение правительством картелей и т.д. Правительство и политические партии совместными усилиями спо­собствуют деятельности заинтересованных групп.

Такая практика ассоциации заинтересованных групп с правитель­ством или партиями способствует укреплению как партийной лояль­ности, так и партийной дисциплины. Часто именно связь с заинтере­сованными группами позволяет укрепить партийную дисциплину, поскольку руководители тех или иных заинтересованных групп одновременно занимают влиятельные позиции в партийной иерар­хии. Так, правительство христианских демократов в Италии успешно держало в узде католические профсоюзы, а компартия - коммунисти­ческие профсоюзы.

В последние полтора-два десятилетия сдвиги в общественно-по­литической жизни способствовали определенным изменениям в от­ношениях между заинтересованными группами и политическими партиями. Так, ослабление партийной приверженности сопровожда­ется тенденцией к повороту людей к заинтересованным группам. Рост заинтересованных групп ускорился в такой степени, что некото­рые политические наблюдатели высказывают серьезные опасения, что эти группы могут взять на себя отдельные важные функции пар­тий, что в недалеком будущем они придут на смену партиям. Как бы подтверждая этот тезис, наиболее влиятельные заинтересованные группы создали собственные комитеты политического действия, которые играют все более возрастающую роль в политической жиз­ни.

К концу XX века лоббизм становится неустранимым элементом регуляции поли­тических, социальных и экономических процессов в современных обществах. Более того, степень легализованности механизмов лоббистского регулирования неуклонно возрастает. В США после принятого в декабре 1995 г. закона об открытости лоб­бирования Lobbying Disclosure Act (инициатива по его выдвижению относится к 1956 г.) лоббизм легализован практически полностью. В России он также существует, но о легализации данного феномена речи пока нет. В наших условиях это явление чаще всего несет на себе следы отрицательной оценки, его соотносят или с проталкиванием социально деструктивного решения сверху (закона, указа, постановления, особенно коммента­риев и разъяснений к ним) и потому связывают с "серым" чиновником, или, что еще хуже, с владельцем огнестрельного оружия, решающим вопрос снизу. Есть и середи­на - это лоббизм как продукт активности эксперта, специалиста по паблик рилейшнз, посредника между деловыми кругами и государственными структурами, который про­сматривается слабо, хотя нельзя утверждать, что его нет. Это прискорбно, ибо сте­пень укорененности демократических преобразований как раз и определяется мерой социального признания и юридического регламентирования лоббизма. Об этом свидетельствует практика его функционирования в странах Европы (и Японии).

В каждой из стран лоббизм имеет свои историко-культурные отличия. Характер механизма лоббирования в каждом регионе определяется приверженностью традициям, чувством законопослушания, образцами общепринятого поведения.

История слова и история явления отделяются значимым временным промежутком. ОСлово "лобби" английского происхождения. В "Оксфордском словаре" отмечается, что оно зафиксировано впервые в письменном языке в 1553 г. и обозначало тогда про­ходные коридоры в основном в монастырях. От них отходили двери к отдельным ком­натам, галереям, тихим уголкам, которые и становились местом встреч заинтересован­ных лиц из "внешнего" монастырю мира и его обитателей, обладавших в то время немалой властью, в том числе и политической.

Позже эта характеристика распространилась на аналогичные коридоры и холлы в театрах и уже в XVII веке - в парламентах. С 1640 г. оно применяется для указания на помещения вокруг залов заседаний, где происходили встречи законодателей с граж­данами.

До этого в политическом контексте его употреблял, философ и политик Фрэнсис Бекон. Премьер-министр Великобритании и писатель Б. Дизраэли, ведущий политический деятель викторианской Англии, до того как активно заняться политической деятельностью профессионально, писал в 1845 г. в своем романе "Сибилла": "Тайны лобби известны лишь посвященным. Только затем они сообщаются остальным" [2].

Соединенные Штаты Америки в этом отношении давно превзошли бывшую метрополию. Слова "лобби", "лоббизм", "лоббирование" упоминал уже Дж. Медисон, один из авторов проекта Конституции США и президент страны. В 1808 г. оно было зафиксировано в дебатах, конгресса. К 1859 г. слово лобби обозначало тех, кто часто составлял группы интересов в конгрессе.

Чуть позже это – слово применялось для обозначения подобных групп и в законодательных собраниях штатов. В 1862 г. в Америке возникло и слово "лоббист", употребление которого сразу же было связано с взяточничеством. В 1873 г. оно появилось и в Англии, но его употребление устоялось лишь в XX веке.

Понятие "лоббизм'' отслеживается "Британской энциклопедией" с конца XIX пека, позже оно вошло и в "Американскую энциклопедию", а с 30-х годов фиксируется энциклопедиями и справочниками, выходящими на многих европейских языках. Что касается советских русскоязычных справочных изданий, то вплоть до 90-х годов тер­мины "лобби" и "лоббизм" употреблялись в них отрицательном контексте.

Наиболее полная и сбалансированная характеристика "лобби" дана в "Британской энциклопедии" [5]. Им характеризуется "любая попытка индивида или группы частных интересов оказывать влияние на решения властей; в своем первоначальном значении оно указывает на действия, корректирующие результаты голосования законодателей; в то же время лобби группируется вне законодательных палат. Лоббирование в той или иной форме неизбежно в любой политической системе". Согласно энциклопедии в нее входят:

1. Группы представителей от избирателей, которые могут оказывать давление на комитеты в законодательных собраниях;

2. Общественные служащие, которых можно "задержать за пуговицу" для довери­тельного разговора в кулуарах или специальных помещениях законодательных соб­раний, и отелях или частных домах;

3. Система рассылки писем или осуществления телефонных звонков по организо­ванному сценарию;

4. Система выдвижения и вознаграждения кандидатов от организаций и групп на важные посты;

5. Массированные кампании по информированию общественности (паблик рилейшнз);

6. Участие в работе разных комиссий.

Что касается организационной структуры лоббизма, то в США, например, она носит еще более сложный характер. Однако, заключает "Британ­ская энциклопедия", правил непрямого лоббирования, особенно манипулирования общественным мнением отследить невозможно, и оно не поддается контролю обще­ственности.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту