рефераты по менеджменту

Литературный обзор по проблеме внедрения СМК

Страница
1

Сущность системы менеджмента качества (СМК)

Система менеджмента качества (СМК) – это система управления качеством производимой продукции (работ, услуг) в какой-либо организации. Соответствие СМК определенному стандарту является своего рода задокументированным «образом» предприятия как организма, как саморегулирующегося механизма приспособленного к жизни в конкретной экономической среде. Целью СМК является соответствие результатов процессов компании потребностям и требованиям потребителя, организации и общества. Основными задачами СМК является:

1) постоянное улучшение качества производимой продукции (работ, услуг);

2) регулярный анализ результатов и корректировка деятельности;

3) полное отсутствие дефектов и непроизводственных затрат;

4) выполнение намеченных хозяйственных действий точно в срок.

Тактические приемы СМК: предупреждение причин дефектов; вовлечение всех сотрудников в деятельность по улучшению качества; активное стратегическое управление; непрерывное совершенствование качества продукции и процессов; использование научных подходов в решении задач; регулярная самооценка и т.д.

К методическим средствам СМК относятся: средства для сбора и предоставления данных; методы статистической обработки данных; теория общего менеджмента; теория мотиваций и межличностных отношений; экономические расчеты; системный анализ производства; управление с помощью планирования и т.д.[1]

Основные составляющие систем менеджмента качества:

· Установление потребностей и ожиданий относительно качество производимой продукции;

· Наличие целенаправленной политики организации (в соответствии с установленными потребностями и ожиданиями качества);

· Постановка и реализация процессов по достижению стратегических целей, установленных организационной политикой по управления качеством;

· Определение необходимых ресурсов для достижения целей в области качества;

· Разработка и применение методов измерения результативности и эффективности каждого процесса на основе ключевых показателей качества;

· Определение механизмов для предупреждения несоответствий по осуществляемым процессам, внедрение системы контроля качества;

· Разработка и применение процесса постоянного улучшения СМК.

Система стандартов менеджмента качества

Серия стандартов ИСО 9000, разработана для того, чтобы помочь организациям внедрять и обеспечивать функционирование эффективных систем менеджмента качества:

  • ГОСТ Р ИСО 9000-2001 (заменяющий стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2008)
  • ГОСТ Р ИСО 9001-2001 (заменяющий стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2008)
  • ГОСТ Р ИСО 9004-2001
  • ГОСТ Р ИСО 19011-2003

Стандарты ИСО 9000 (ISO 9000) приняты более чем 90 странами мира, применяемы к любым предприятиям, независимо от их размера и сферы деятельности. Стандарты ISO 9000 внесены в книгу рекордов Гиннесса, как самые популярные стандарты в области качества. Первый вариант международных стандартов по организации СМК серии ISO 9000 был принят Международной Организацией по Стандартизации (International Organization for Standardization/ ISO) в 1987 году.

Международные стандарты ИСО 9000 предназначены для создания общей основы стандартов на системы качества; ISO 9000 - регламентируют создание и поддержку в рабочем состоянии системы менеджмента качества (СМК) предприятий и организаций любых отраслей экономики. Стандарты серии ИСО 9000 устанавливают, какие именно элементы должны быть включены в систему качества; при этом организация сама должна реализовывать эти элементы с учетом конкретных целей (продукции, процессов), а также специфических методов, используемых организацией.

Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» описывает основные положения систем менеджмента качества и устанавливает терминологию для систем менеджмента качества (этот стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта ISO 9000:2005). Можно кратко рассмотреть некоторые положения стандарта ИСО 9000-2008:

1) Стандартом установлены основные принципы менеджмента качества: ориентация на потребителя; лидерство руководителя; вовлечение работников; процессный подход; системный подход к менеджменту; постоянное улучшение; принятие решений на основе фактов; взаимовыгодные отношения с поставщиками.

2) Стандартом определена область его применения и закреплены основные положения систем менеджмента качества:

· обоснована необходимость СМК – ее внедрение обеспечивает организацию и потребителей уверенностью в ее способности поставлять продукцию, соответствующую требованиям;

· определены требования к СМК (ссылка на ГОСТ Р ИСО 9001-2008) и принцип определения требований к продукции;

· закреплен подход к разработке и внедрению СМК (состоящий из нескольких ступеней) как основа для постоянного улучшения деятельности;

· приведено описание процессного подхода – проиллюстрирована модель системы менеджмента качества, основанная на процессном подходе;

· определено значение политики и целей в области качества;

· закреплена роль высшего руководства в системе менеджмента качества для создания обстановки, способствующей полному вовлечению работников и эффективной работе системы менеджмента качества;

· установлено значение документации при внедрении СМК, а также виды документов, применяемых в системах менеджмента качества (СМК);

· приведены условия оценивания систем менеджмента качества оп направлениям: оценивание процессов СМК; аудит (проверка) СМК; анализ СМК; самооценка;

· перечислены основные действия для постоянного улучшения СМК;

· обозначена роль статистических методов для измерения, описания, анализа, интерпретации и моделирования изменчивости хозяйственной деятельности;

· установлена основная направленность СМК и других систем менеджмента - на достижение результатов в соответствии с целями в области качества для удовлетворения потребностей, ожиданий и требований заинтересованных сторон;

· определена взаимосвязь между СМК и моделями совершенства на основе их общих принципов, а также различия между подходами к внедрению и поддержанию СМК и моделей совершенства в зависимости от области их применения.

Национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования» устанавливает требования к СМК, которые могут использоваться для внутреннего применения организациями, в целях сертификации или заключения контрактов (стандарт идентичен международному стандарту ISO 9001:2008 «Quality management systems - Requirement»). Требования к СМК, установленные стандартом ИСО 9001, являются дополняющими по отношению к требованиям качества продукции. Можно кратко рассмотреть некоторые положения стандарта;

1) Стандарт направлен на применении «процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества в целях повышения удовлетворенности потребителей путем выполнения их требований. В стандарте приведена модель СМК, основанная на процессном подходе (аналогичная модель - в стандарте ИСО 9000-2008).

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту