1. Оборонительная стратегия или стратегия выживания. Руководители фирмы пытаются максимально использовать ресурсы и внешние факторы для сохранения тематики фирмы, основных сотрудников. Относительно ресурсов – модернизация производства, совершенствование планирования, обновление ассортимента, подключение внешних факторов и т.д.
2. Агрессивная рыночная стратегия или стратегия роста. Руководство предпринимает значительные усилия для поиска новых путей развития, разработки планово-экономического прорыва и риска. При этом используются новые достижения в технологиях, подбирается высококвалифицированный персонал и т.д.
3. Стратегия ухода с рынка или стратегия сокращения.
На базе диагностических этапов и полученной информации, зная стратегии, руководство предприятия может перейти к выбору стратегии. Для этого используется расчетная вспомогательная таблица.
Вспомогательная таблица для расчета параметра «привлекательность рынка».
|  
 Привлекательность рынка  |   
 Значимость фактора  |   
 Оценка  |   
 Результат  |  ||||
|  
 1  |   
 2  |   
 3  |   
 4  |   
 5  |  |||
|  
 1. Рост рынка и его развитие  |   
 4  |   
 Х  |   
 20  |  ||||
|  
 2. Качество рынка  |   
 5  |   
 Х  |   
 20  |  ||||
|  
 3. Конкурентная ситуация  |   
 5  |   
 Х  |   
 20  |  ||||
|  
 4. Оценка внешних условий  |   
 2  |   
 Х  |   
 4  |  ||||
|  
 Итого  |   
 16  |   
 64  |  |||||
Расчет по таблице параметров привлекательности рынка выполняется с помощью экспертных оценок в два этапа. На первом ставятся оценки по столбцу «значимость фактора». На втором этапе эксперты выполняют оценку факторов: насколько каждый фактор развит на предприятии. Далее подсчитываются суммы и находится их отношение: y1 = 64 : 16 = 4 Þ выбираем точку 4,0 на графике.
Вспомогательная таблица для расчета параметра «позиция в конкурентной борьбе».
|  
 Позиция в конкурентной борьбе  |   
 Значимость фактора  |   
 Оценка  |   
 Результат  |  ||||
|  
 1  |   
 2  |   
 3  |   
 4  |   
 5  |  |||
|  
 1. Относительная позиция на рынке  |   
 3  |   
 Х  |   
 9  |  ||||
|  
 2. Относительный потенциал производства  |   
 5  |   
 Х  |   
 20  |  ||||
|  
 3. Относительный уровень научных исследований  |   
 1  |   
 Х  |   
 2  |  ||||
|  
 4. Относительная квалификация руководства и сотрудников  |   
 5  |   
 Х  |   
 25  |  ||||
|  
 Итого  |   
 14  |   
 56  |  |||||
Заполнив таблицу аналогичным способом, подсчитываются суммы и находится их отношение: y2 = 56 : 14 = 4 Þ выбираем точку 4,0 на графике.
Для определения стратегии используется матрица Вайсмана, на которую наносятся полученные значения из расчетов вспомогательных таблиц. Параметр «привлекательность рынка» по оси ординат, параметр «позиция в конкурентной борьбе» по оси абсцисс (см. приложение, рисунок 1).
В соответствии с полученными результатами в своей деятельности фирме «Полярис» стоит придерживаться агрессивной рыночной стратегии. В этом случае фирма быстрее сможет завоевать нужные позиции на рынке и встать в ряд самых крупных и известных организаций в своем секторе.
Вообще для любого предприятия разработка и реализация целей будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформирует и стимулирует их осуществление во всей организации.
Быстрое нарастание во внешней среде организаций, обострение конкурентной борьбы на городском и территориальном рынках делают особенно актуальным разработку и внедрение систем стратегического управления. Решение этой задачи следует осуществлять постепенно, путем внедрения в управленческую практику организаций отдельных элементов стратегического управления с последующей обязательной их увязкой в хорошо структурированную и формализованную систему.
I. В области маркетинга:
- интенсивный анализ рынка;
- активное изучение потребителей;
- интенсивная реклама;
- участия в демонстрациях, ярмарках, презентациях;