рефераты по менеджменту

Кризис-менеджмент

Страница
3

Антикризисное сопровождение - антикризисным сопровождением является выявление процессов и тенденций, приводящих или могущих привести к кризисным ситуациям.

Антикризисное обеспечение - комплексная реализация следующих задач:

§ диагностика процессов и тенденций, приводящих или могущих привести к кризисным ситуациям;

§ прогнозирование возникновения, развития и вероятностных последствий кризисных ситуаций;

§ осуществление антикризисного сопровождения;

§ проведение заблаговременной подготовки на случай возникновения чрезвычайных ситуаций (антикризисная профилактика);

§ организация и координация адекватных действий по преодолению чрезвычайных кризисных ситуаций и их последствий, (кризисное реагирование).

Кризисное реагирование - организация и координация адекватных действий по преодолению чрезвычайных (непредвиденных) кризисных ситуаций и их последствий в случае возникновения кризисных ситуаций.

Кризисные технологии - комплекс технологий, применяемых для решения задач конкурентной борьбы в широком смысле, включая, так называемые «политические» (технологии ведения предвыборной борьбы, технологии проведения выборов, технологии создания имиджа, технологии создания общественного мнения, технологии создания управляемых общественных организаций и т.д.)

Перечень возможных кризисных ситуаций - документ, в котором формируются типовые кризисные ситуации, вероятные для данной структуры.

Кризисные программы - общее название программ, обеспечивающих качественное изменение ситуации относительно объекта воздействия.

Активные программы - активными программами называются программы, инициируемые структурой в собственных интересах. Активные программы направлены, как правило, на завоевание новых секторов рынка.

Превентивные антикризисные программы - программы, заблаговременно ликвидирующие предпосылки к развитию процессов, могущих привести к возникновению кризисных ситуаций.

Программы активного контроля - программы, направленные на контроль за развитием кризисных процессов и создание качественных изменений существующих ситуаций для достижения целей, преследуемых структурой.

Программы противодействия - программы, цель которых - противодействие и срыв активных программ конкурентов, направленных против данной структуры или на завоевание сектора рынка, представляющего интерес для структуры

Сетки событий - специальная форма прогнозирования возможных вариантов развития событий, позволяющая численно рассчитать вероятность того или иного варианта.

Типовые программы кризисного реагирования («красные папки») - программы действий, которые необходимо предпринимать в случае возникновения такой кризисной ситуации, до конца предотвратить возможность возникновения которой невозможно (всем известный пример - план эвакуации сотрудников в случае пожара и действий персонала до прибытия пожарной команды). Типичные примеры программ кризисного реагирования - план действий по сохранению имиджа компании в случае крупной производственной аварии или план действий на случай принятия государственными органами какой-либо страны такого решения, которое невыгодно с точки зрения интересов компании в данной стране.

Кризисы

Причины кризиса могут быть любыми. Порой ма­лозначительное неверное решение оборачивается огромными по­следствиями — с этим согласится каждый, кто имеет опыт управлен­ческой работы. По расположению своего источника кризисы можно подразделить на внешние, внутренние и смешанные (причем послед­ний вариант наиболее распространен); по направленности воздействий — на непосредственные и косвенные. Допустим, все ваши слож­ности начались после введения в действие единого социального на­лога (ЕСН) — это чисто внешняя причина, никоим образом не зависящая от вас лично. В то же время только параноик сочтет, что новый налог ввели исключительно для того, чтобы помешать работать ему лично, поэтому данная причина оказывает на вас косвенное воздействие, хотя вам от этого и не легче.

Если же сложность, к примеру, в том, что племянник действующего мэра вдруг решил тоже открыть несколько платных автостоянок и вас просто «выдавливают» из этой сферы, — воздействия этой причины направлены непосредственно на вас.

Что касается внутренних причин, то их может быть еще больше — от увольнения главбуха, который от­вечал за уход от налогов, до личной обиды со стороны уборщицы, ко­торая начнет с вами судиться.

Симптомы кризиса любой реальный руководитель способен выявить сам, если он появляется на рабочем месте хотя бы раз в неделю. Это может быть и внеплановая проверка из налоговой инспекции, и неожиданная компрометирующая статья в газете, и даже уменьшение числа посетителей в приемной. Единственное, что можно оценить далеко не всегда, — это потенциальную опасность возникшей проблемы и степень ее разрешимости; и чем более авторитарен ха­рактер руководителя, тем больше вероятности, что реакция может стать неадекватной. Обычно имеет место одна из двух крайностей — либо слишком легковесный подход («Да что вам может сделать эта проверка?» или «Стоит ли обращать внимание на тявканье какого-то журналиста?»), либо преувеличение значимости происходящего («Статью определенно кто-то заказал», «Проверяют неспроста — хо­тят задавить»). Реакции подобного рода не говорят о некомпетентно­сти — просто первое лицо несет на себе слишком много ответственно­сти, чтобы еще и взваливать на себя бремя объективного анализа положения. Как правило, любой руководитель — лицо достаточно значимое (в первую очередь — в собственных глазах) и подсознатель­но склонен воспринимать себя в качестве центра всего происходяще­го. В итоге — завышение собственных возможностей и преувеличе­ние роли своей организации.

Любой кризис — это не мгновенное событие, а процесс, происходя­щий в несколько стадий (Табл. 1).[8]

Таблица 1

Структура кризиса с точки зрения PR

Стадия первая

«Зарождение проблемы»

Возникновение исходной проблемы (как правило, мелкой и весьма незначительной), которая и становится первопричиной последующего кризиса

Стадия вторая

«Обсуждение и планирование»

Анализ исходной проблемы и возможных вариантов реакции; выбор наиболее предпочтительного варианта

Стадии третья

«Материализация исходной проблемы»

Проявление первых сложностей, порожденных исходной причиной

Стадия четвертая

«Первая реакция»

Выбор оперативной реакции объекта и ее проявление

Стадия пятая

«Вторичное воздействие»

Следующие проблемы, порожденные первой реакцией объекта, а также реакцией третьих лиц

Стадия шестая

«Борьба»

Лихорадочные и весьма длительные попытки объекта переломить ситуацию в свою пользу

Стадия седьмая

«Компромисс»

Момент истощения ресурсов объекта, когда тот вынужден идти на определенные уступки

Стадия восьмая

«Регресс»

Негативизация имиджа объекта, резкое падение его авторитета и уменьшение возможностей, вызванное истощением ресурсов и признанием факта поражения через компромисс с его стороны

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту