рефераты по менеджменту

Проффесиональное образование

Страница
2

Существующая система образования является симбиозом административной системы бывшего СССР и элементов рыночной экономики переходного периода РФ. Рассмотрим основные недостатки и проблемы образования по четырем глав­ным уровням (ступеням) профессионального образования:

1. Начальное профессиональное образование (ПТУ, училища):

· падение объемов производства в отраслях производственной сферы в два и более раза, сокращение прямых заказов на подготовку рабочих и финансовой помощи со стороны крупных и средних предприятий;

· нарастание технологического разрыва по сравнению с развитыми капиталисти­ческими странами в различных отраслях промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи;

· недостаточное государственное финансирование начального профтехобразования и контроля за процессом его реструктуризации;

· сокращение рождаемости населения, рост наркомании и малолетней пре­ступности и потеря престижности начального профтехобразования;

· низкая и несвоевременная оплата труда, старение преподавательского со­става, уход высококвалифицированных преподавателей в сферу малого бизнеса;

· слабая материально-техническая база учебных заведений профтехобразова­ния, особенно в депрессивных отраслях (радиоэлектроника, металлообработка, легкая промышленность и др.).

2. Среднее профессиональное образование (техникумы, колледжи):

· недостаточное государственное финансирование из бюджета и контроль за процессом реструктуризации среднего профессионального образования ("либе­ральная реформа");

· рост платного обучения по гуманитарно-экономическим специальностям, что приводит к потере отраслевой направленности учебных заведений СПО;

· низкая и несвоевременная оплата труда преподавательского состава, изме­нение профессиональной специализации преподавателей в связи с массовой "гу­манитаризацией" техникумов;

· старение материально-технической базы учебных заведений, недостаточная компьютеризация и информатизация образования, особенно в депрессивных отраслях народного хозяйства.

3. Высшее профессиональное образование (университеты, академии, институты):

· увеличение технологического разрыва с экономически развитыми странами и снижение конкурентоспособности отечественного высшего образования;

· недостаточное государственное финансирование вузов в размере 30-60% от планового бюджета, что вынуждает развивать платное образование по непрофильным специальностям для вузов;

· слабая материально-техническая база, особенно в передовых и наукоемких отраслях;

· низкая оплата и старение преподавательского состава, снижение общественного статуса ученого-педагога, многочисленность вспомогательного персонала вузов (до 50% от штатной численности);

· невысокая списочная численность студентов вузов (менее 5 000 чел.). За­падные университеты имеют численность от 20 000 до 50 000 чел., а Римский университет - 174 000 чел.

· сокращение потребности народного хозяйства в специалистах I уровня квалификации ("техников") из-за общего кризиса в отраслях материального производ­ства и рост потребности в специалистах II уровня (бакалаврах и специалистах) со стороны рыночных структур (банков, страховых компаний, малых предприятий);

· возрастающая конкуренция госвузов по приему студентов на специальности экономического и юридического профиля, лицензирование этих специальностей в технических госвузах, что приводит к утрате отраслевой специализации и пре­вращению технических и педагогических вузов в "псевдоуниверситеты";

· усложненная, бюрократизированная система лицензирования, аттестации и аккредитации вузов каждые 5 лет по линии МО РФ, что вызывает отвлечение значительных средств и сил руководства вузов на бюрократию;

4. Дополнительное профессиональное образование (институты, ИПК, шко­лы бизнеса, центры образования и др.):

· распад отраслевой системы управления народным хозяйством в начале 90-х годов привел к "спонтанному разрушению" системы повышения квалификации (отраслевых ИПК);

· сокращение прямых заказов на подготовку кадров руководителей и специа­листов со стороны крупных и средних предприятий и отраслевых министерств;

· недостаточное государственное и региональное финансирование в сфере дополнительного образования (специалисты ВПК, переподготовка военнослужа­щих, обучение безработных);

· слабая материально-техническая база учебных заведений дополнительного профессионального образования, особенно в передовых и наукоемких отраслях;

· переход от среднесрочных программ продолжительностью от 3-х до 12-и месяцев к краткосрочным программам из-за недостатка бюджетных средств и низкой платежеспособности населения ("суррогатные программы");

· низкая оплата труда преподавательского состава ИПК, вынуждающаяихуходить в вузы или подрабатывать в нескольких учебных заведениях в ущерб рос­ту квалификации;

§ процесс "спонтанного" превращения ИПК в филиалы столичных вузов (СГИ, РОУ, МЭСИ, ЛИНК и др.) с изменением их традиционной отраслевой спе­циализации;

· сложности интеграции ИПК (вхождение, соединение, слияние) в крупные региональные университеты или академии;

· отсутствие государственного статуса программы MBA (Master of Business Administration) и общественного признания ее как главной программы профессио­нальной подготовки руководителей высшего и среднего звена управления;

· отсутствие перспективной государственной программы развития бизнес-образования, за исключением "президентской программы".

Система профессионального образования в США

Важнейшее звено американской системы образования - высшие учебные заведения. В 1999 г. чис­ленность студентов вузов и средних специальных учебных заведений превысила 14,3 млн. человек, а это более трети общего числа молодых американцев. Из них 8,8 млн. человек обучаются в университетах и четырехгодичных колледжах, 5,5 млн. - в двухгодичных коллед­жах, дающих послешкольное спе­циальное образование. Общие ас­сигнования на высшее и среднее специальное образование в США в 1997 г. составили 224,5 млрд. долл. (142,6 млрд. тратится в государст­венном секторе и 81,9 млрд. - в ча­стном).

Во второй половине 90-х годов в стране насчитывалось 3681 уч­реждение высшего образования (1594 государственных, 2087 част­ных). Они охватывают весьма широкий спектр университетов и четырех- и двухгодичных коллед­жей, заметно отличающихся как по качеству образования, так и по сто­ящим перед ними задачами. Учи­тывая большое разнообразие уч­реждений высшего образования, "Фонд Карнеги за совершенствова­ние обучения" предложил, в част­ности, следующую классификацию всех существующих институтов американской высшей школы, включающую десять основных ка­тегорий вузов в зависимости от ко­личества обучаемых в них студен­тов, масштабов финансирования научных исследований и количест­ва предлагаемых учебных курсов.

К первой группе отнесены так называемые исследовательские университеты первой категории, предлагающие широкий набор программ для получения началь­ной научной степени - бакалавра, присваиваемой после четырехлетнего обучения, что позволяет про­должить учебу в аспирантуре и проводить исследования. В этих университетах присуждаются как минимум 50 степеней доктора на­ук, и они получают не менее 40 млн. долл. ежегодно в качестве го­сударственной поддержки (неза­висимо от частного или государст­венного статуса университета).

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту