рефераты по менеджменту

Коллективный договор

Страница
11

Предмет коллективных переговоров определяется с учетом цели проведения переговоров – регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений; компетенции работодателя; прямых предписаний закона.

Части 2 – 6 статьи 37 ТК РФ регламентируют порядок ведения переговоров при наличии на соответствующем уровне нескольких представителей работников. При этом закон исходит из того, что работники должны быть представлены одним органом и выработать единую позицию на коллективных переговорах. Кроме того, подчеркивается, что в организации должен быть заключен один (единый) коллективный договор.

В организации при наличии двух и более профсоюзных организаций ими создается единый представительный орган.[55]

Порядок и условия создания такого органа определяются самими профсоюзами. Единственное требование законодательства – соблюдение принципа пропорционального представительства: чем многочисленнее профсоюз, тем большее количество представителей он имеет право направить в единый представительный орган. Вместе с тем каждый профсоюз (первичная профсоюзная организация) вправе иметь своего представителя в таком органе.

Если в организации действует несколько профсоюзов (первичных профсоюзных организаций), каждый из них может выступить инициатором коллективных переговоров, однако в течение 5 календарных дней с момента их начала они должны сформировать единый представительный орган.[56]

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» работодатель предоставляет профсоюзам, действующим в организации, в бесплатное пользование необходимые для их деятельности оборудование, помещения, транспортные средства и средства связи в соответствии с коллективным договором, соглашением.

«По смыслу данной нормы права вопросы материально-технического обеспечения деятельности профсоюзов должны решаться в коллективном договоре. Доказательства наличия заключенного коллективного договора между ОАО «Воркутауголь» и СП «Защита» в материалах дела отсутствуют.

Согласно статье 377 Трудового кодекса Российской Федерации в организации численностью свыше 100 человек работодатель безвозмездно предоставляет в пользование действующим в организации выборным профсоюзным органам как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы.

Материалами дела подтверждено, что на шахте «Аяч-Яга» предоставлено два помещения отраслевым профсоюзам: независимому профсоюзу горняков и независимому профсоюзу работников угольной промышленности.

В статье 37 Трудового кодекса предусмотрено, что при наличии в организации двух и более первичных профсоюзных организаций ими создается единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, разработки и заключения единого проекта коллективного договора, в рамках которого необходимо решать и вопросы предоставления помещений.

При таких обстоятельствах по делу кассационная инстанция пришла к выводу о правомерности отказа суда в удовлетворении исковых требований СП «Защита».

Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не выявлено, оснований к отмене обжалуемых судебных актов не имеется».[57] Из этого примера видно, что профсоюзы должны быть заинтересованы в создании единого представительного органа и заключении коллективного договора.

Ключевое значение для определения срока создания единого представительного органа имеет понятие «момент начала коллективных переговоров». Оно в Трудовом кодексе не раскрыто. Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2490-1 «О коллективных договорах и соглашениях» определяет момент начала коллективных переговоров как дату издания согласованного с соответствующим представителем работников приказа о формировании комиссии по ведению переговоров (ст. 12). Получается, что единый представительный орган работников должен быть образован после формирования комиссии.

Существующее противоречие может быть разрешено только путем признания моментом, с которого должен исчисляться 5-дневный срок для образования единого представительного органа работников, даты обращения одной из профсоюзных организаций с требованием о проведении коллективных переговоров либо с предложением о создании единого органа.

В том случае, когда попытка создать единый представительный орган оказалась неудачной, представительство интересов всех работников организации осуществляет наиболее представительная профсоюзная организация (организация, объединяющая более половины работников).[58]

Предложенная законодателем модель в полной мере соответствует международным нормам и согласуется с распространенной зарубежной практикой организации коллективных переговоров. По мнению Комитета экспертов МОТ признание за наиболее представительным профсоюзом преимущественного права на проведение коллективных переговоров не противоречит международным трудовым стандартам, в т.ч. одной из важнейших по данному вопросу Конвенции МОТ № 87 «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948). Вместе с тем признаются желательными разработка и применение специальных процедур определения наиболее представительного профсоюза (первичной профсоюзной организации) на основе заранее определенных критериевллективные перегов .

К сожалению, российское законодательство не устанавливает порядка определения наиболее представительного профсоюза. Поэтому на практике представительный профсоюз определяется по соглашению всех действующих профсоюзов (первичных профсоюзных организаций) на основе представленных доказательств (списков членов профсоюзов, документов об уплате членских взносов, учредительных документов профсоюза и т.п.). В процессе определения наиболее представительного профсоюза может участвовать и представитель работодателя.[59]

При определении численности объединяемых профсоюзом работников в зависимости от достигнутых договоренностей можно учитывать только членов данного профсоюза или членов профсоюза и работников, уполномочивших его на представительство своих интересов в порядке, предусмотренном ст. 30 ТК РФ.

В организациях, где все действующие профсоюзы являются малочисленными, т.е. объединяют менее половины работников, Кодекс предписывает прибегнуть к механизмам непосредственной демократии – созвать общее собрание (конференцию) работников и путем тайного голосования определить первичную профсоюзную организацию, которая должна по поручению собрания сформировать представительный орган, представляющий интересы всех работников организации на коллективных переговорах.

Кодекс не определяет, кто созывает общее собрание (конференцию). Этот вопрос в соответствии с принципами социального партнерства решается по соглашению сторон. Например, возможна ситуация, когда один из профсоюзов обращается к работодателю с просьбой созвать собрание (конференцию).

В том случае, когда интересы работников представляет наиболее представительная профсоюзная организация (ч. 3 статьи 37 ТК РФ) или профсоюзная организация по выбору собрания (конференции) работников (ч. 4 статьи 37 ТК РФ), другие профсоюзы (первичные профсоюзные организации) могут направить своих представителей в состав представительного органа. Таким образом, еще раз подчеркивается необходимость сотрудничества, согласования позиций и требований всех профсоюзных организаций, действующих в рамках организации.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту