рефераты по менеджменту

История научных исследований инновационного процесса

Страница
2

Осуществление новых комбинаций Шумпетер связывал с вытеснением существовавших ранее технологий. Позже в 1942 году в книге «Капитализм, социализм и демократия» («Capitalism, Socialism and Democracy») он ввел новый термин «созидательное разрушение» для обозначения процесса «экономической мутации < .> , который непрерывно революционизирует экономическую структуру изнутри, разрушая старую структуру и создавая новую» [4, 461] Разрушение существующих технологий, организаций и систем Шумпетер считал неотъемлемым атрибутом инноваций. В процессе технологических изменений ученый выделял три фазы: изобретение, инновацию и диффузию. В фазе «изобретение» создается концепция «новой комбинации», т.е. формулируется идея создания новой технологии или продукта. В фазе «инновация» происходит разработка идеи до коммерциализованного продукта, услуги, технологии. На этапе «диффузии» инновационная продукция распространяется на потенциальных рынках.

Работы Шумпетера положили начало развитию теоретических основ инноваций. Его идеи получили развитие у ученых из различных направлений науки в том числе и у исследователей инновационных процессов на предприятиях.

Линейная модель инновационного процесса

Результатом первых попыток описания инновационного процесса стало появление линейной модели, представляющей процесс как последовательное прохождение этапов фундаментальных исследований, прикладных исследований, конструкторских работ, производства и последующей диффузии.

История развития линейной модели инноваций хорошо представлена в книге «The making of science, technology and innovation policy: conceptual frameworks as narratives» канадского ученого Бенуа Годэна (Benoit Godin). В своей работе автор утверждает, что «линейная модель инноваций не является спонтанным изобретением одного человека. Скорее она развивалась в течении времени в три этапа. На первом этапе прикладные научные исследования были связаны с фундаментальными исследованиями, на втором были добавлены опытно-конструкторские разработки, и на третьем производство и диффузия. Эти три шага фактически связаны с тремя научными сообществами и их последовательным вкладом в область научных исследований и / или политики в области науки»[1] [5, 61]. Первый этап длился с начала ХХ века примерно до 1945 года. В это время ученые естественнонаучного направления (как из академических организаций так и из индустриального сектора), активно развивали тезис, что фундаментальные исследования являются источником для прикладных исследований и технологий и сформулировали связь между фундаментальными и прикладными исследованиями. На втором этапе примерно с 1934 до 1960 года исследователи из бизнес-школ изучающие менеджмент исследований и разработок в индустриальном секторе включили в рассмотрение третий компонент и создали классическую трех шаговую модель инноваций: фундаментальные исследования → прикладные исследования → разработка. Третий этап создания линейной модели начался в 1950-е годы. В этот период благодаря работам экономистов и представителей бизнес школ в модель инновационного процесса был добавлен заключающий этап не связанный с процессом исследований и разработок, а именно этап «производство и диффузия».

В таблице 1.2 представлены в хронологическом порядке линейные модели инновационного процесса, рассмотренные Годэном.

Таблица 1.2

Варианты линейной модели [5, 54 - 55]

Автор и год публикации

Предложенные этапы линейной модели

Mees (1920)

Чистая наука, разработка, производство

Holland (1928)

Чисто научные исследования, прикладные исследования, изобретение, промышленные исследования (разработки), промышленное применение, стандартизация, серийное производство

Stevens (1941)

Фундаментальные исследования, прикладные исследования, лабораторные исследования, пилотное производство, производство (наладка, решение проблем, технический контроль процесса и качества)

Bichowsky (1942)

Исследования, проектирование (разработка), производство

Furnas (1948)

Разведывательные и фундаментальные исследования, прикладные исследования, разработка, производство

Maclaurin (1949)

Фундаментальные исследования, прикладные исследования, инженерные разработки, разработка технологии производства, разработка сервиса

Mees and Leermakers (1950)

Исследование, разработка (создание малых партий продукции, пилотного производства, принятие в серийное производство)

Brozen (1951a)

Изобретение, инновация, имитация

Brozen (1951b)

Исследования, инженерные разработки, производство, обслуживание

Maclaurin (1953)

Чистая наука, изобретение, инновация, финансирование, принятие

Ruttan (1959)

Изобретение, инновация, технологические изменения

Ames (1961)

Исследования, изобретение, разработка, инновация

Scherer (1965)

Изобретение, предпринимательство, инвестиции, развитие

Schmookler (1966)

Исследования, разработка, изобретение

Mansfield (1968)

Изобретение, инновация, диффузия

Myers and Marquis (1969)

Решение проблемы, нахождение решения, применение, диффузия

Utterback (1974)

Генерация идеи, решение проблем или разработка, внедрение и диффузия

Линейная модель часто подвергается критике, прежде всего связанной с тем, что модель сильно упрощает инновационный процесс, который не является линейным. При организации инновационного процесса на предприятиях эту модель использовали до начала 1950-х годов. Ее смерть предсказывали многие исследователи, в частности Розенберг (Rosenberg) в своей работе «Exploring the Black Box: Technology, Economics and History » [5, 26]. Тем не менее модель продолжает существовать и широко используется. Ее популярность связана с тем, что она наглядно отражает взаимосвязь между НИОКР и появлением новой продукции на рынке.

Динамическая модель процессных и продуктовых инноваций Абернати-Уттербака

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту