рефераты по менеджменту

Теоретические аспекты делового общения

Страница
22

Следует подчеркнуть при этом одно важное обстоятельство: в абсолют­но "чистом ", идеальном виде ни один тип реально не существует. Речь, ско­рее, должна идти о соотношении свойств, характерных для разных типов, но присущих одному предпринимателю. Сочетание черт "акулы" и "дель­фина" в одном человеке может привести к внутренним конфликтам при разрешении морально-этических проблем.

Нельзя не отметить, что постепенно "дельфины" вытесняют "акул". Этот процесс набирает силу, о чем, в частности, свидетельствует повы­шенный интерес к проблемам этики деловых отношений, в первую оче­редь, в цивилизованных странах, принятие кодексов предприниматель­ской этики. Дело здесь в росте общей культуры населения земли и ее уни­версального влияния на жизнь человечества. Наличие внимания к этим проблемам уже говорит об определенном уровне деловой культуры. Эти процессы происходят и в российском бизнесе. Следует отметить, что и мировое деловое сообщество, и деловое сообщество какой-нибудь страны проходят в своем развитии этапы, характерные для морального совер­шенствования отдельной личности.

Эти этапы таковы:

1. Я исхожу из собственной выгоды, не задумываясь об отрицательных последствиях (зле) для других и даже для себя.

2. Я знаю, что это зло, но оправдываю его для себя и других (порой даже выдавая за добро).

3. Я осознанно, но вынужденно воздерживаюсь от нанесения ущерба, совершения зла, поскольку понимаю, что это в конечном счете повредит и мне.

4. Я осознаю связь своих поступков с тем, что происходит в моей стране и в мире.

5. Я сознательно не делаю зла, дабы не умножать его в мире.

6. Я не могу совершить зло.

7. Я совершаю добро, не задумываясь о выгоде для себя.

Психологический алгоритм любого продвижения вперед по пути эти­ческого развития начинается с осознания того, что "что-то не так", затем должна возникнуть потребность поделиться с другими этими мыслями и совместно предпринять какие-то практические шаги для улучшения по­ложения дел.

В деловой культуре разных стран существует постулат: "Честь дороже прибыли", хотя честь — это сугубо морально-психологическая категория. Можно даже утверждать, что на основе этической системы ценностей образуется комплекс моральных норм делового поведения, этический ко­декс. Именно такой позиции придерживался Адам Смит, и, как свиде­тельствует опыт развития экономики за прошедшие 200 лет, он оказался прав.

Рассмотрим положение о том, что этические приоритеты выгодны в деловой практике.

Хотя многочисленные примеры указывают на то, что бизнес ведется нечестно и недобросовестно, существует масса других примеров, показы­вающих, что миллионы решений, принимаемых в бизнесе, основаны на принципах честности и благополучия окружающих. Почему это возмож­но? Почему бизнесмены должны принимать решения, соответствующие моральным нормам? Какая разница в последствиях?

Вот один из ответов: "Наиболее важным вопросом в наши дни являет­ся вопрос о том, как правильно действовать, как правильно вести себя, какими методами вести бизнес. Заботьтесь о том, чтобы все было не толь­ко законно, но и этично. Вы когда-нибудь задавались вопросом: каким был бы бизнес, если бы каждый следовал "золотому правилу"? Конгресс не стал бы тогда так серьезно рассматривать ситуацию внутренней торгов­ли, компании не требовали бы от работников подписывать свод этических законов фирмы или устанавливать определенные нормы при заключении контрактов с агентами. Многие люди, включая бизнес-лидеров, предпо­лагают, что такие этические нормы неблагоприятно повлияют на резуль­тат деятельности с точки зрения прибыли. Я считаю, что мораль — это и есть бизнес, так как честное ведение бизнеса привлекает честных работ­ников, много клиентов и т. д. Вы делаете то, что считаете верным, не потому, что вы следуете установленным нормам, не из-за законов и пра­вил, а потому, что вы сами предполагаете, что так будет правильнее" (Д. Перелла). Добавим к этому высказывание крупного отечественного пред­принимателя Е.А. Полецкого: "Репутация — это не деньги, это очень боль­шие деньги".

Преуспевать в делах будет намного легче, если подойти к рассмотре­нию вопроса о вашей карьере, зная, что существует несколько законо­мерных последствий этического поведения на работе. Аналогично — для ситуации с аморальным поведением. Само собой разумеется, что ваш начальник не подойдет к вам и не скажет: "Я рад отметить, что за последние шесть месяцев вы выросли в наших глазах, так как ни разу не приписыва­ли несуществующих результатов в отчеты. Вы заслужили премию". Тем временем, завышая расходы компании за те шесть месяцев, несчастный работник мог бы "вытащить" из компании столько денег, что хватило бы, так скажем, на пару модных ботинок и на незабываемый ужин в дорогом ресторане. Хотя бы уже поэтому вам может показаться трудной "игра в этику". Вам потребуется много времени для того, чтобы дойти до мысли, что длительные последствия морального поведения, несомненно, намно­го лучше, чем кратковременные выгоды, полученные в результате амо­рального поведения, что та самая украденная пара обуви и ресторанное похмелье не стоили этого.

Современное общество выработало сложную систему этических пра­вил, которые позволяют людям сосуществовать вместе и выполнение ко­торых строго обязательно для каждого. Большего от человека общество не требует. Вмешательство в приватную жизнь — табу. Свое поведение выби­рает сам человек. В этой связи интересно определение А. Швейцером этики как "имени, которое мы даем хорошему поведению. Мы чувствуем обяза­тельство не только перед самим собой, но и перед другими, перед обще­ством в целом". Иначе говоря, этика — это принципы, ведущие нас к принятию решения, которое благоприятно отразится на окружающих. Однако они далеко не всегда соблюдаются в практических отношениях между деловыми партнерами.

Каковы же причины неэтичного поведения в деловом общении?

1. Слишком большой акцент на прибыль.

2. Неправильное понимание верности интересам компании.

3. Чрезмерное увлечение личными амбициями.

4. Расчет на то, что тебя не поймают.

5. Неуверенность в правильности или в неправильности действий.

6. Нежелание занять этическую позицию.

Понимание основных причин поможет стать более восприимчивыми к тем сигналам возрастающего давления на вас, которые заставляют вас поступиться своими принципами.

Рассмотрим эти причины подробнее.

1. Первая и, возможно, самая важная причина неэтичного поведения -это слишком большое внимание, уделяемое компанией получению при­были.

Примером может служить компания Beechnut no производству яблочного сока. Должностные лица компании сначала приобрели сомнительный, но де­шевый концентрат, так как Nestle, их головная компания, требовала и повы­шения прибыли, и увеличения денежного потока. Учитывая предыдущие пока­затели работы компании Beechnut, эти цели были нереальны, по крайней мере на ближайшее будущее. Чтобы сохранить свои рабочие места и улучшить положение компании, должностные лица Beechnut считали возможным обхо­дить этические нормы стороной.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту